В подготовленном Еврокомиссией документе, который будет рассмотрен странами-членами ЕС, отмечается, что в диалоге с Россией Евросоюз должен более четко определить свои интересы в России и выступать с единой позицией. Еврокомиссия также отмечает, что вопрос о правах человека - в частности, ситуация в Чечне - должен стать одним из главных в повестке дня Евросоюза.

Тот факт, что отношения между Евросоюзом и Россией переживают кризис, является секретом полишинеля. ЕС признает Россию в качестве ключевого партнера в решении глобальных и региональных проблем, но в то же время эта организация всячески пытается защищать свои интересы. Особенно это проявилось в конце прошлого года, в ходе состоявшегося в Риме саммита ЕС-Россия, во время которого Москва искусно воспользовалась разногласиями между странами блока. Неудача римского саммита показала необходимость переоценки отношений ЕС с Россией, и представленный Еврокомиссией документ является первой попыткой такого пересмотра.

Одновременно эта проблема внимательно изучается ключевыми странами-членами ЕС, позиция которых будет иметь решающее значение при принятии итоговых решений. Пресс-секретарь комиссии ЕС по внешней политике Диего де Охедо (Diego de Ojeda) в интервью радио RFE/RL так оценил нынешнее состояние отношений между Евросоюзом и Россией:

«Мы пытаемся определить целый ряд факторов, препятствующих развитию отношений ЕС с Россией. У нас имеется слишком много отделов, отвечающих за отношения с Россией, и нам нужно обеспечить более эффективную координацию между ними. Некоторые из аспектов указанного вопроса требуют координации между странами-членами ЕС, президиумом ЕС, верховным комиссаром ЕС по вопросам внешней политики Хавьером Соланой (Javier Solana) и Еврокомиссией. Мы должны выработать более последовательную и четкую позицию ЕС. В целый ряд областей, в том числе в вопрос об общих ценностях, мы должны внести уточнения и заявить россиянам, что конкретно мы понимаем под «общими ценностями».

В проекте Еврокомиссии отмечается, что Россия является ключевым партнером ЕС на международной арене, не в последнюю очередь потому, что эта страна является постоянным членом Совета Безопасности ООН. Россия играет существенную роль в обеспечении стабильности в регионе и является важным источником нефти и газа для ЕС. В то же время, отмечается в документе, в двусторонних отношениях «усиливается напряженность». Россия не ратифицировала Киотский протокол по изменению климата. Москва также отвергает предложение ЕС об отмене пошлин за транзит через воздушное пространство Сибири для европейских авиалиний.

Кроме того, Россия выступает против расширения рамок подписанного ранее с ЕС Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (Partnership and Cooperation Agreement, PCA) и присоединения к нему 10-ти новых членов Евросоюза. В документе Еврокомиссии также отмечается, что Москва занимает жесткую позицию по отношению к целому ряду стран, вступающих в ЕС. В частности, это касается политики Эстонии и Латвии относительно русскоязычного меньшинства.

В настоящее время страны ЕС изучают весь список российских «приоритетов», который подготовлен Москвой. В частности, Россия предлагает рассмотреть следующие вопросы: вступление России во Всемирную торговую организацию; либерализация визового режима; частые встречи на высшем уровне с участием всех 25-ти стран-членов ЕС; участие России в обсуждении проекта «оборонной идентичности» Европы; «минимальное вовлечение ЕС» в ситуацию в странах СНГ; отказ ЕС от «комментариев» относительно внутрироссийских вопросов, и, наконец, компенсация за отрицательный эффект от расширения Евросоюза.

В документе Еврокомиссии отмечается, что для того, чтобы более эффективного выдвигать России встречные требования, страны ЕС должны усилить внутреннюю координацию и объединить усилия в переговорном процессе. «Мы не должны проявлять излишнюю сдержанность в отстаивании интересов ЕС на переговорах с Россией, - заявил Диего де Охедо. - Евросоюз должен перенимать используемую Россией практику «объединения» проблем для блокирования прогресса в некоторых областях, чтобы добиться уступок по другим вопросам.

В частности, в проекте Еврокомиссии отмечается, что Россия, согласившись признать присоединение к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве 10 новых стран ЕС, получила бы льготы в торговле с ЕС. В то же время либерализация визового режима будет возможна лишь при условии подписания с Россией соглашения о борьбе с нелегальной иммиграцией. Одновременно ЕС согласиться расширить сотрудничество с Москвой в сфере обороны, но при условии, что Россия увеличит усилия, направленные на разрешение конфликтов в Молдове и Южном Кавказе.

Диего де Охедо также отметил, что в диалоге с Россией важное место займет вопрос о правах человека. "Это касается также вопроса о свободе СМИ и ситуации в Чечне», - отметил он. Проект Еврокомиссии также призывает к уточнению стратегии ЕС в отношении Южного Кавказа, Украины, Молдовы и Белоруссии. В документе отмечается, что ЕС должен строить отношения со странами СНГ «на основе своих собственных стратегических целей», но при этом «по мере возможности» взаимодействовать с Россией.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.