Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Травля финансовых воротил - опасный спорт россиян

Травля финансовых воротил - опасный спорт россиян picture
Травля финансовых воротил  - опасный спорт россиян picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если вы вдруг узнаете, что кто-то из ваших знакомых зарабатывает миллионы, вы вполне понятно можете почувствовать легкую зависть. Но как всякий добропорядочный британец вы, конечно, постараетесь подавить в себе это постыдное чувство. И вам, само собой, трудно будет понять те чувства тихой ярости, которые чей-то успех вызывает у русских

Если вы вдруг узнаете, что кто-то из ваших знакомых зарабатывает миллионы, вы вполне понятно можете почувствовать легкую зависть. Но как всякий добропорядочный британец вы, конечно, постараетесь подавить в себе это постыдное чувство. И вам, само собой, трудно будет понять те чувства тихой ярости, которые чей-то успех вызывает у русских.

Осуждение тех, кто слишком быстро и легко разбогател, у русских является поистине национальной чертой, предметом какой-то извращенной гордости (как, например, пристрастие к водке). Со снисходительной и мрачноватой улыбкой на лице они охотно расскажут вам анекдоты про богачей, всем своим видом показывая, насколько естественным и законным является осуждение удачливых в бизнесе людей. Вот один из анекдотов на эту тему: про Бога и крестьянина. Вполне, кстати, типичный. Бог говорит Ивану: 'Ты хороший человек, Иван, и я хочу сделать тебе подарок. Но при этом соседу твоему я дам в два раза больше'. В ужасе от того, что сосед получит больше и будет жить лучше, Иван долго и напряженно размышляет о том, что же попросить у Бога. Наконец, решает и говорит: 'Боже, забери у меня один глаз'.

Теперь вам легко будет себе представить, что рядовые россияне думают по поводу своих олигархов - миллиардеров, сколотивших себе состояния в результате приватизации национальных природных ресурсов кучкой людей.

Полдюжины этих самых олигархов прожили все 90-е годы в такой неслыханной роскоши, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Вертолеты, дворцы, бизнес-империи, управление Кремлем и сидящими там ставленниками крупного бизнеса, подчинение своим интересам целых российских регионов, обучение детей в Милфилде и Оксфорде, постоянные перелеты из Москвы на Лазурный берег и обратно - все это, понятно, не могло не переполнить чашу народного терпения.

Олигархи - сплошь ворье - прямо заявят вам русские, - они украли у общества народное богатство, которое, как учили при социализме, по праву принадлежит всему народу. Добавьте к этому еще и то обстоятельство, что все в обойме российских олигархов евреи или наполовину евреи, - и это в стране, где до сих пор верят в международный заговор безродных космополитов, - и вы получите крайне взрывоопасный коктейль человеческих эмоций и страстей. Чему же удивляться, если Владимир Путин, придя к власти четыре года назад, начал планомерную работу по искоренению параллельных центров власти, включая олигархов, находящихся на правом фланге политического спектра, вызвав у многих своих избирателей волну энтузиазма!

Всем очень понравилось, когда в 2000 г. Путин расправился с двумя первыми олигархами - медиамагнатами (и это несмотря на то, что один из них - Борис Березовский - был организатором заговора в Кремле, в результате которого никому не известный Путин пришел к власти). Народ просто ликовал, когда Березовский и Владимир Гусинский лишились своих империй, а подведомственные им средства массовой информации перешли под госконтроль, Когда оба эти врага народа были вынуждены отправиться в вынужденную ссылку за границу, радость простых людей была столь велика, что никто не услышал голоса либералов, выражавших озабоченность по поводу того, что новые для России свободы - включая свободу слова - также были отправлены на свалку.

Народ опять ликовал, когда прошлой осенью был арестован и посажен в тюрьму Михаил Ходорковский, глава крупнейшей российской нефтяной компании, человек, имеющий политические амбиции.

Никто, конечно, не думает, что на этом борьба с олигархами закончится. Путин окружил себя бывшими коллегами по КГБ, ненавидящих богатых выскочек. Глава Счетной палаты Сергей Степашин открыто угрожает миллиардеру Роману Абрамовичу, владельцу футбольного клуба 'Челси'. Степашин считает вполне законным пригвоздить Абрамовича к позорному столбу, прямо спрашивая, почему тот позволяет себе тратить на иностранный футбольный клуб в сотни раз больше средств, чем на поддержку отечественного спорта и благотворительность в своей собственной стране. Политически верный ход. Перед назначенными на следующее воскресение президентскими выборами избиратели правильно его оценят и поймут. Рейтинг Путина после ареста Ходорковского резко возрос.

Конечно, объектов для проведения своей политики закручивания гаек у Путина предостаточно (Чечня в этом плане является вполне характерным примером). Однако борьба с олигархами, начатая Президентом, является наиболее зрелищной и по-спортивному захватывающей. Развалившиеся в Роллс-Ройсах миллиардеры выглядят куда более живописно по сравнению с посткоммунистическими джинами, выпущенными из все той же советской бутылки - на ладан дышащие политические партии, возглавляемые уродливого вида политиками- очкариками, угнетаемые нацменьшинства, представленные говорящими с сильным акцентом небритыми личностями со вставными золотыми зубами.

Приватизация образца 1995 г., сказочно обогатившая олигархов, была, конечно, спорной. Но ведь при этом олигархи брали то, что им в руки давало правительство - такой уж у России был собственный путь к капитализму. Спору нет - они полученную манну небесную в российскую экономику вкладывать не стали. Они предпочли тратить деньги на себя и вывозить за границу. Между тем М. Ходорковский был первым из тех, кто постарался играть по честному. До своего ареста он подавал всему российскому бизнес сообществу надежду на то, что российская экономика ,наконец, сможет выйти из тени и стать чистой.

Скажем прямо - не в британских интересах особо жаловаться на сложившуюся ситуацию. Ведь мы стали домом родным для ссыльных российских олигархов. Великобритания не отвернулась от них - Б. Березовский в прошлом году получил у нас в стране политическое убежище - отчасти потому, что с ними несправедливо обошлись. Хотя главная причина, возможно, и не в этом. Харизматичные фигуры ссыльных олигархов импонируют нашему чувству индивидуализма. Ну, как можно не испытывать чувства симпатии к человеку, способному потратить 150 миллионов на экипировку для футбольной команды? Нам начинает нравиться их беспрецедентный и наглый ,по сути, взлет к вершине финансового благополучия, их нынешняя опала, сменившая милость к ним, а также все эти разговоры про всяческие заговоры, что вокруг них ведутся (кто в декабре похитил из офиса 'Челси' компьютер Абрамовича? Была ли смерть британского топ менеджера 'Юкоса' в результате аварии вертолета действительно несчастным случаем?). Появление олигархов на лондонском горизонте - это перипетии героев новой телевизионной мыльной оперы, романа Джона ле Карре и приключений Королевской семьи в одном флаконе.

Британцы и не рассчитывали на подобный бесплатный театр, срежиссированный путинской политикой закручивания гаек. А вот российские граждане, увлеченные борьбой с олигархами, и не заметили, как в ходе этой борьбы испарились их собственные политические права. Они-то и есть настоящие проигравшие во всей этой игре.