На предвыборных плакатах на одном из мостов Санкт-Петербурга написано просто: 'Путин. Наш президент'. И в Кремле надеются, что, прочитав это, люди придут на выборы.

В киоске у Любы продается все, только не большой плакат на одной из витрин. Он такой же, как и в тысячах других маленьких продуктовых магазинчиков по всей Москве: российский флаг и на его фоне надпись: 'Выборы президента России 14 марта'.

В российской контролируемой демократии киоски не выбирают, какую наглядную агитацию вывешивать. Люба, продавец в этом киоске, говорит:

- За это мы заплатили инспектору из местной администрации 50 рублей. Он приказал, чтобы все киоски приобрели это и вывесили.

Люба строго охраняет свой плакат, и это один из ярких примеров того, к каким мерам прибегают российские власти для того, чтобы хоть как-то заманить народ в воскресенье на избирательные участки. По всей России местная бюрократия использует каждый кусочек своей невеликой власти для того, чтобы поднять явку избирателей, а иногда и заработать на этом. В попытках 'нагнать голоса' Кремль использует и плакаты, и автомобили с громкоговорителями, и продукты питания, и даже больничные койки.

У действующего президента Владимира Путина не ожидается серьезного соперничества; по прогнозам, он наберет около 70% голосов. Но в Кремле опасаются, что после избирательной кампании, продвигаемой явно политически ангажированной прессой и совсем не оживляемой кислыми оппонентами Путина, к избирательным урнам придет слишком мало народа. По конституции, если в голосовании примет участие менее 50% зарегистрированных избирателей, выборы будут считаться недействительными.

- Все зависит от явки, - считает Лилия Шевцова, сотрудница Фонда Карнеги, - чем больше людей проголосует, тем ближе Кремль к своей мечте - набрать больше 65 процентов.

Люба с улыбкой говорит, что плакат, вывешенный на ее киоске, просто призывает идти на выборы, но не голосовать за действующего президента, за которого она, по всей вероятности, и проголосует. Но с этим согласны не все.

По мнению Владимира Прибыловского, главы информационно-аналитического центра 'Панорама', призывы идти на выборы есть не что иное как 'косвенная избирательная кампания Путина. Хотя на плакатах написано 'Голосуй за Россию', ясно, что настоящий смысл - 'Голосуй за президента''.

Как сказал нам Вячеслав Шумелин, представитель московской избирательной комиссии, государственные учреждения обязаны вывешивать плакаты с призывами голосовать, но заставлять частные предприятия вывешивать их - противозаконно.

Московское метро полно плакатами, с которых людей призывают проголосовать и 'защитить Конституцию Российской Федерации'. То же самое отпечатано и на оборотной стороне билетов на метро. Около станций метро людям раздают листовки с призывами идти на выборы. Те москвичи, кто проголосует, также получают возможность прийти на концерт радиостанции 'Динамит-FM'.

В Калининградской области, российском анклаве, зажатом между Литвой и Польшей, местные власти объявили конкурс среди юных избирателей на лучший лозунг, который привлек бы население на выборы. Лозунг победителя будет разослан на все мобильные телефоны в области. На избирательных участках также будут торговать продуктами с 10-процентной скидкой для того, чтобы привлечь туда неимущих и пенсионеров.

В городе Хабаровске, что на Дальнем Востоке, местные здравоохранители даже не принимали пациентов в больницы без открепительного талона, с которым можно голосовать, не сходя с койки. Новый вице-премьер Александр Жуков вчера осудил такие действия и назвал их 'недопустимыми'.

На прошлой неделе главный соперник Путина Сергей Глазьев обвинил главу Кремля в том, что он позволяет своим подчиненным использовать ресурс государственной власти для поднятия явки до как минимум 70 процентов и получения 70 процентов голосов для Путина. Кремль отрицает эти обвинения.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе уже критиковала государственные СМИ России за явную ангажированность в пользу Путина в течение избирательной кампании. Как заявил нам источник в ОБСЕ, также выразивший удивление недостатком политической активности, 'кандидаты находятся в неравных условиях. Никакой избирательной кампании нет и в помине. Вывешиваются только плакаты с призывами идти на выборы'.

Как говорит г-жа Шевцова, эти трюки 'просто идиотские. Все это отражает отсутствие уверенности в успехе кампании Путина (то есть в том, что людей удастся завлечь к избирательным урнам). В результате они получат победу, но недорого же она будет стоить'.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.