Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Восточные гиганты борются за российскую нефть

Япония одержала победу над Китаем в борьбе за приоритетное право в строительстве сибирского нефтепровода

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На заснеженных просторах Сибири началась большая игра, целью которой являются огромные запасы нефти и газа в этом регионе России. Борьба развернулась между азиатским экономическим гигантом Японией и Китаем, ее стремительно развивающимся соперником. В данном случае японское экономическое благосостояние и китайская возрастающая мощь столкнулись в борьбе за право определить судьбу запасов природных ресурсов Дальнего Востока России

На заснеженных просторах Сибири началась большая игра, целью которой являются огромные запасы нефти и газа в этом регионе России. Борьба развернулась между азиатским экономическим гигантом Японией и Китаем, ее стремительно развивающимся соперником. В данном случае японское экономическое благосостояние и китайская возрастающая мощь столкнулись в борьбе за право определить судьбу запасов природных ресурсов Дальнего Востока России.

Эти две страны борются за многомиллиардный нефтепровод, который откроет месторождения восточной Сибири для экспортеров.

Результаты прошедших президентских выборов в России могут переместить чашу весов в пользу Японии, т.к. Япония пообещала президенту Владимиру Путину вложить 3.8 миллиарда фунтов стерлингов в качестве займов и инвестиций в строительство нефтепровода и разработку новых месторождений нефти и газа на отдаленных территориях Дальнего Востока России.

Китай, в свою очередь, хотел, чтобы Россия построила нефтепровод протяженностью в 1,400 миль прямиком до индустриального комплекса, который был построен еще в эпоху Мао, в городе Дацин, на северо-востоке Китая. Проект оценивался в 1.5 миллиарда фунтов стерлингов и был рассчитан на транспортировку 600,000 баррелей нефти в день. В прошлом году президент Ху Дзинтао (Hu Jintao) и политбюро Китая после китайско-российского саммита в Москве были уверены, что вопрос о сделке решен окончательно.

Однако, с точки зрения России, любой план по строительству нефтепровода только для одного покупателя имеет множество поводов для критики, особенно, если этим покупателем будет Китай, который получил бы полный контроль над нефтепроводом на своей территории.

Отношения между Кремлем и Пекином сегодня внешне кажутся добрососедскими, но, учитывая разногласия по вопросам идеологии, споры по поводу границы, происходившие не столь давно и повлекшие за собой даже вооруженные столкновения, нельзя с уверенностью предсказать дальнейшее развитие событий в этих отношениях. Грэм Хатчингз (Graham Hutchings), эксперт по Китаю и консультант международной аналитической компании Oxford Analytica считает, что самым главным обстоятельством, которое может испортить отношения между Китаем и Москвой может быть то, что их 'стратегическое партнерство', автоматически не перерастет в процветающее коммерческое партнерство.

Токио же хочет, чтобы нефтепровод был построен до российского порта Находка, откуда нефть можно будет перевозить танкером к северным берегам Японии, которые находятся недалеко. Этот нефтепровод будет длиннее, чем, предложенный Китаем вариант (2,200 миль), и будет стоить 3.2 миллиарда фунтов стерлингов, но по нему можно будет перегонять больше нефти (до 1 миллиона баррелей в день). К тому же Россия получит полный контроль над нефтепроводом, что немаловажно.

Россия и Япония так и не подписали мирный договор с 1945 года, но решили пока отложить щепетильный вопрос о четырех спорных островах, оккупированных Советским Союзом. Кроме того, похоже, ни одна из сторон не хочет вспоминать о грядущей годовщине русско-японской войны, когда Япония разгромила царские войска в 1904-1905 годах.

По словам представителя российского отдела министерства иностранных дел Японии, Такаюки Ирийа, от строительства нефтепровода до порта Находка выиграет не только Япония. У России появится возможность экспортировать нефть еще и в Китай, Южную Корею, Соединенные Штаты Америки и по всему Тихоокеанскому побережью, добавил г-н Ирийа.

После переизбрания Путина у Токио появится повод отпраздновать это событие, потому что чиновники и бизнесмены смогут забыть о разногласиях и замечаниях, прозвучавших на майском саммите между российским президентом и японским премьер-министром Дзюнъитиро Коидзуми.

Как заявил Путин, есть много аргументов в пользу строительства нефтепровода в Китай, который может быть построен быстрее и дешевле, но разработка сибирских месторождений и экспортирование этой нефти для всего рынка потребителей Азиатско-Тихоокеанского региона представляется более важным.

Однако аналитики сомневаются, что сибирские месторождения могут удовлетворить потребности и японских и китайских покупателей, поэтому решение, несомненно, должно быть принято в пользу одного из вариантов. Политики и бизнесмены в России настаивают на том, чтобы решение было принято в пользу Японии.

Но какое бы ни было принято решение, выиграет российский бюджет, тем самым увеличатся перспективы возрождения страны и определятся границы экономической мощи самой богатой, но в то же время самой слабо изученной и слабо разработанной с точки зрения природных ресурсов территории.

Согласно аналитикам, Россия, производившая в 2003 год около 8 миллионов баррелей нефти в день, может удвоить производство в течение одного десятилетия. И в этом России могут помочь высокие японские технологии в области разработки природных месторождений и оценки запасов нефти в этих месторождениях.

Япония и Китай крайне нуждаются в сырье, чтобы поддерживать свою промышленность и удовлетворять спрос внутри страны, а конкуренция между двумя странами, как заверяют некоторые экономисты, приведет к тому, что Китай возьмет верх над Японией и займет второе место в мире среди стран-потребителей нефти после США.

Обе страны добиваются заключения контрактов на иракскую нефть. Кроме того, Китай участвует в проекте нефтепровода из Казахстана, а китайские покупатели нуждаются в огромных количествах поставок газа из Австралии, Индонезии и Туркменистана.

Для Японии, которая представляет из себя цепь островов, лишенных каких-либо природных ресурсов, ставки очень высоки. В 2002 году Япония импортировала 86% сырой нефти из стран Ближнего Востока. По заявлениям министерства иностранных дел страны, эта цифра сократится до 20%, что откроет возможности для развития новых проектов в области энергетики.

Йошинори Такеда, один из японских дипломатов, работающих в Москве, заявил, что война с мировым терроризмом и дестабилизация обстановки на Ближнем Востоке, подняли множество вопросов, касающихся безопасности в области энергетики страны.

Все это породило волну лоббирования в японском правительстве. Коидзуми пришлось рассмотреть множество предложений, касающихся нового энергетического партнерства. В результате, три японские компании заключили довольно выгодные долгосрочные контракты по поставкам природного газа из России. И уже в сентябре правительство Японии выступило с предложением по созданию нефтепровода.

А в октябре Токио получил неожиданную поддержку своим предложениям после ареста Михаила Ходорковского, главы крупнейшей нефтяной компании России, которого обвинили в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве.

Ходорковский был ярым сторонником проекта по строительству нефтепровода в Китай, и пока он находился в тюрьме, этот проект не получил поддержки.

Однако, Путин и его кабинет могут попытаться решить вопрос как в пользу Китая, так и в пользу Японии. По словам Владимира Иванова, российского экономиста-аналитика работающего в Японии, Путин сказал, что любые проекты по строительству и развитию инфраструктуры нефтепровода должны способствовать экономическому развитию России, что означает, что правительство России, скорее всего, отдаст преимущество строительству нефтепровода до порта Находка, но, в то же время, планирует увеличить поставки и в Китай.

Согласно 20-летнему контракту, стоимостью 83 миллиарда фунтов стерлингов, заключенному между Китаем и российской компанией 'Юкос', Россия будет увеличивать поставки нефти в Китай по железной дороге. Таким образом, жажда нефти в Китае будет утолена, но все же потребуется некоторое время, чтобы успокоить задетую гордость китайцев.