МОСКВА. - Из Тайшета, который находится в Иркутской области - центре бывшего Гулага на территории российской Сибири, будет проложен плановый трубопровод в Находку, порт на побережье Японского моря. Благодаря этому трубопроводу, долгожданная нефть поступит в страны Восточной Азии.

Однако трубопровод до Находки представляет собой намного больше, чем просто соглашение между Россией и Японией в $10 миллиардов. Для прокладки трубопровода длиной в 2500 км (длина эквивалентна расстоянию между Нью-Йорком и Лас-Вегасом), возможно, уйдет время до конца десятилетия. 'Это азиатский трубопровод', - говорит Семен Вайншток, президент компании 'Транснефть', российской правительственной нефтяной монополии.

Однако, как и любой другой нефтяной трубопровод в России, этот будет проложен целиком правительственными предприятиями. Кремль укрепляет свой контроль над экспортом нефти в России, запрещая строительство частных трубопроводов и используя систему различных рычагов для предоставления доступа к экспортным сетям. Кремль также считает, что предприятия малого и среднего бизнеса останутся в выигрыше, если правительство будет продолжать осуществлять контроль над энергетическими тарифами.

'Частных трубопроводов не будет', - недавно заявил российский премьер-министр Михаил Фрадков, добавив, что доступ к национальным сетям должен быть ограниченным и продуманным.

Такие российские частные нефтяные компании, как 'Лукойл' и 'Юкос', до недавнего времени надеялись, что смогут проложить трубопровод из европейской части России до северного порта Мурманск, откуда они смогли бы отправлять танкеры в Соединенные Штаты.

Однако на этой неделе г-н Вайншток сказал, что маршрут будет изменен. Потенциал российских нефтяных компаний для нанесения ответного удара сведен на нет арестом осенью прошлого года Михаила Ходорковского, миллиардера и основателя компании 'Юкос'. Он выступал за увеличение экспорта нефти западным странам и согласился в прошлом году отправить больше нефти Китаю. Г-н Ходорковский находится сейчас в тюрьме в ожидании судебного разбирательства по делу, которое рассматривается как поддерживаемая Кремлем кампания по сдерживанию политических амбиций Ходорковского.

Кремль рассматривает экспорт нефти как стратегически важный национальный интерес, а частные трубопроводы как угрозу ему. В результате г-н Фрадков считает, что такие проекты, как мурманский трубопровод и другие аналогичные ему, могут быть воплощены в жизнь только при помощи компании 'Транснефть'.

'Все поставщики нефти и газа будут иметь доступ к трубопроводу', - заявил Сергей Григорьев, представитель компании 'Транснефть' в Москве. Однако он добавил, что 'трубопроводная система в России должна оставаться под контролем правительства'.

Таким образом, 'Транснефть' не запрещает другим инвесторам вкладывать деньги в трубопровод до Находки, особенно нефтяным компаниям, которые желают иметь доступ на мировые рынки. 'У нас есть частные инвесторы, которые предложили вложить деньги в проект трубопровода до Находки, частные инвесторы из Европы и банки, - говорит г-н Григорьев, отказавшись назвать имена. - Весь мир заинтересован в этом'.

Потенциально через трубопровод до Мурманска можно будет экспортировать от одного до двух миллионов баррелей нефти в сутки, в то время как через трубопровод до Находки будет проходить до одного миллиона плюс еще 600 000 баррелей при постройке ответвления до Китая.

Однако пока эти трубопроводы не будут построены, российским нефтяным компаниям придется перевозить нефть по железной дороге. Пытаясь оставить за собой контроль над трубопроводом, Кремль хочет контролировать экспорт нефти.

'Транснефть' обеспечила высокую пропускную способность, однако этого не достаточно', - заявил Брюс Мизамор, финансовый директор 'Юкос', на российском экономическом форуме, прошедшем на этой неделе в Лондоне. Тем временем, западные нефтяные компании говорят, что им все равно, кто владеет трубопроводами, пока условия предоставления права на транспортировку нефти честные и открытые для всех. 'Открытый доступ к трубопроводам - это ключевой элемент', - добавил Сэм Лэйдло, исполнительный вице-президент по развитию бизнеса компании 'Шеврон-Тексако'.

Ожидается, что парламент России внесет поправки в закон о естественных монополиях и примет новый Закон 'Об основных трубопроводах' осенью текущего года. Он, возможно, прольет больше света на правительственную политику.

В настоящее время доступ к трубопроводам будет основным рычагом правительства, обеспечивающим контроль за нефтяной промышленностью. В то же время это позволит контролировать энергетические тарифы, что выгодно малому бизнесу. 'Частные трубопроводы не помогут предприятиям малого бизнеса снизить энергетические тарифы', - заявил г-н Григорьев.

Он указал, что за энергоносители, проходящие через трубопровод компании 'Лукойл' в республике Коми, берут по $6 за метрическую тонну, в то время как средний по России тариф 'Транснефти' составляет 37 центов.

Аналитики считают, что решение России проложить трубопровод до Японии вместо Китая является в первую очередь политическим.

Трубопровод до Находки в деловом отношении имеет меньше смысла, так как трубопровод до Китая, скорее всего, гарантировал бы больший спрос на нефть. 'В конечном счете, Россия просто может не хотеть, чтобы Китай получил нефть', - заявил Пол Коллисон, аналитик в области нефти и газа московского представительства компании 'UBS Brunswick'. 'Находка кажется неверным решением, но с политической точки зрения я могу понять, почему Россия хочет его проложить'.

Япония энергично пыталась найти новые источники нефти в России, предлагая финансировать строительство трубопровода до Находки на тихоокеанском побережье России. Однако этот трубопровод выйдет только на портовый город, в то время как предложенный китайский вариант стоимостью в $3,2 миллиарда достиг бы еще одного нефтяного месторождения Дацин на северо-востоке Китая.

Российское правительство никогда официально не объявляло своего окончательного решения - прокладывать трубопровод до Японии или до Китая. А руководство 'Транснефти' считает, что проект прокладки трубопровода до Находки ничего общего с политикой не имеет, принимались во внимание только экономические расчеты. 'Это чисто прагматическое решение проложить трубопровод до Находки', - заявил в Лондоне г-н Вайншток.

Однако, как недавно заявил премьер-министр Японии Йорико Кавагучи газете 'Русский курьер', Россия и Япония уже серьезно обсуждают проект прокладки трубопровода до Находки. Обе страны уже обсудили его 'во время многочисленных встреч на высоком уровне, - заявил он, - и они разделяют мнение, что его строительство имеет стратегическое значение'.

Г-н Коллисон добавил: 'Китайцы говорят, что они никогда не считали свой проект конкурентоспособным. А ряд комментариев указывает на то, что проект 'Находка' будет единственным, хотя никакого официального заявления не было сделано'.

С чем же остается Китай в этом случае? Китайская национальная нефтяная корпорация, самая большая нефтедобывающая компания страны, подписала в 2003 году соглашение с компанией 'Юкос' на увеличение импорта нефти. $150-миллиардное соглашение, рассчитанное на 25 лет, было недавно расширено, более чем удвоив планируемые поставки нефти по железной дороге, которые достигнут 8,5 миллионов тонн в 2005 году и 15 миллионов к 2006 году. В прошлом году 'Юкос' экспортировал около 3 миллионов тонн нефти в Китай, что составило 60 процентов всех экспортных поставок Россией сырой нефти в Китай в 2003 году.

Тем временем Кремль убежден в том, что другие азиатские страны смогут покупать российскую нефть, используя трубопровод до Находки. 'Возможны даже поставки нефти Америке', - заявил г-н Вайншток.

Но, самое главное, Кремль будет и дальше регулировать поток российской нефти. 'Важно контролировать темпы экспорта нефти, - добавил представитель 'Транснефти'. - Нет ни одного правительства в мире, которое не контролирует свои экспортные поставки нефти. Частные компании могут попросить построить трубопровод, а 'Транснефть' будет их прокладывать. Не важно куда'.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.