Что происходит с Россией? Этот вопрос веками волновал иностранцев, но чаще всего они задают его в последние 13 лет. Наблюдатели за Россией с восторгом встретили крушение коммунизма и распад Советского Союза. При президенте Борисе Ельцине российский корабль пустился в плавание, навсегда оставив позади, как надеялись многие, свои долголетние авторитарные традиции.

Россия прошла периоды грабительской приватизации, подтасованных выборов и малопонятной политики. Экономика страны испытала крах, стагнацию, спад, подъем, и, наконец, более или менее стабильный рост, отмечаемый сегодня. Россияне в своем подавляющем большинстве поддерживают президента Путина, который твердо намерен поднять страну на ноги, но не терпит критики в свой адрес, звучит ли она дома или из-за рубежа.

За этот период западные лидеры также прошли несколько периодов: сначала они заявляли, что Россия становится демократическим государством, потом делали вид, что демократия там уже создана, затем начали демонстрировать разочарование, когда стало ясно, что в России демократия не построена. Склонность Путина к ликвидации телеканалов, проявляющих свой норов, аресту оппонентов, манипуляции результатами выборов, и усилению хватки Кремля неоднократно вызывала критические высказывания о скатывании страны к единовластию.

Пора сделать решительный шаг: следует признать, что надежды 90-х годов не оправдались и что должен пройти большой срок, прежде чем в России возникнет либеральная демократия. В нашем обзоре по данному вопросу указывается, что правление Путина стало своеобразным гибридом экономического либерализма и политической несвободы. То, что Путин управляет страной подобным образом и при этом завоевывает популярность за свой стиль правления, не означает, что он властолюбивый диктатор или что русские - бессловесные рабы. В значительной степени это результат того, что произошло до него.

Безусловно, Россия нуждается в либеральной демократии. Отсутствие системы "сдержек и противовесов" наносит прямой вред успеху экономики, которого так жаждет Путин. Однако россияне знают, что та демократия, которую они получили в 1991 году, была на деле пустышкой. Они смогут получить реальную демократию только в том случае, если построят ее - пусть медленно и болезненно; если на своем горьком опыте убедятся, что им нужна социальная активность и политический голос для защиты собственного наметившегося процветания.

Сейчас вопрос не в том, станет ли Россия демократической и когда. Вопрос в том, как современная система сможет это сделать в процветающей России. Западу нравится теория о том, что процветание и демократия идут рука об руку. Но они забывают, что многие страны сначала долгое время добивались первого, а уже потом приступали к созданию второго, и делали это зачастую вполне успешно, что видно на примере некоторых азиатских государств.

К сожалению, в России нет того порядка, что существует в Сингапуре или даже в Южной Корее; ее уважение к главенству закона и правам собственности носит, мягко говоря, непоследовательный характер. Процветание и свобода идут вместе тогда, когда демократическое государство дает веские гарантии их существования. Экономически успешные авторитарные государства обычно предоставляют подобные гарантии не через демократию, а через хорошо управляемую законодательную систему, эффективно действующий бюрократический аппарат и ясные законы.

В России глубоко коррумпированная законодательная система, чудовищно разросшийся бюрократический аппарат и запутанные как лабиринт законы. Замысел Путина о выведении страны из чрезмерной зависимости от экспорта полезных ископаемых может обрести успех только в случае изменения подобного положения. Однако пока не ясно, обладает ли он волей и способностями для проведения таких изменений.

Как может помочь Запад?

Надо менять отношение, но не менять требования. Нотации, которые читают России о нарушении прав человека в Чечне или о подавлении свободы слова усваиваются плохо. Но озабоченность Запада отсутствием свобод можно выразить таким образом, дабы показать, что донкихотство в обращении с законом является большим препятствием на пути России к развитию. Об этом довольно часто говорят на встречах в верхах. Однако явно не хватает регулярных контактов на более низком правительственном уровне, которые могли бы благотворно повлиять на присущий российским руководителям консерватизм, ведущий к укреплению контроля Кремля. Такие контакты помогли бы развитию либерализма снизу.

Сотрудничество можно наладить по многим направлениям: от решения внутренних российских проблем, перехлестывающих через границы страны (незаконный оборот наркотиков, торговля людьми, инфекционные болезни), до мировых экономических проблем (Россия и Евросоюз сейчас стоят на пороге прорыва, который может обеспечить вступление этой страны во Всемирную торговую организацию).

Расширение Евросоюза и НАТО привело к нарастанию напряженности в отношениях России с соседями и еще больше проявило разногласия Москвы с Западом. Но такие разногласия не должны стать поводом для изоляции. Россия должна научиться видеть в Западе не угрозу самой себе, а возможного помощника. Видимо не сразу удастся убедить российских руководителей, что такие вещи, как программы развития демократии, поддерживаемые Западом и группы борьбы за гражданские права, против которых так явно выступает Россия, на деле призваны не подорвать страну, а укрепить ее. Но если стороны смогут преодолеть взаимное подозрение, процветание и демократия придут в Россию намного быстрее.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.