Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Чего не сказал Путин

Российский президент Владимир Путин в среду огласил свое ежегодное послание о положении дел в стране. Как обычно, в его речи было много разглагольствований об идеях и мало конкретики.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Это 47-минутное обращение к обеим палатам парламента и к почетным гостям было чем-то средним между подтверждением путинского "нового курса" для России, который начал осуществляться 4 года назад, и зачтением Генеральным секретарем ЦК КПСС перечня достижений и целей на заседании Центрального комитета в давно прошедшие времена.

Москва, 26 мая 2004 года (UPI). Российский президент Владимир Путин в среду огласил свое ежегодное послание о положении дел в стране. Как обычно, в его речи было много разглагольствований об идеях и мало конкретики.

Сфокусировавшись преимущественно на внутренних и экономических вопросах и сделав вскользь несколько высказываний относительно внешней политики, он придерживался своей прежней практики определения нынешних и будущих целей России, а также информирования правительства относительно того, чего он от него ожидает.

Это 47-минутное обращение к обеим палатам парламента и к почетным гостям было чем-то средним между подтверждением путинского "нового курса" для России, который начал осуществляться 4 года назад, и зачтением Генеральным секретарем ЦК КПСС перечня достижений и целей на заседании Центрального комитета в давно прошедшие времена.

Из показа в российском прямом телевизионном эфире было легко видеть, что обращение оказало снотворный эффект на ряд известных законодателей и сановников. Однако их сон, возможно, стал естественной реакцией, ибо присутствовавшие, очевидно, заранее знали содержание речи Путина.

За исключением запущенного ранее на этой неделе веб-сайтом базирующейся в Англии малоизвестной неправительственной аналитической организации "Russian Axis" (Российская ось, англ.) слуха, что Путин объявит о всеобщем наступлении на сверхбогатеев, которые зовутся олигархами, большинство аналитиков и наблюдателей за Россией ожидали, что Путин сфокусируется на экономике, особенно на двух своих любимых проектах быстрого удвоения валового внутреннего продукта (ВВП) и самозваной войны с всепроникающей бедностью России.

Выступление Путина было предсказуемым. Назвав сегодняшнюю Россию "стабильной и независимой", он явно апеллировал к рядовым россиянам. Путин сказал: "Главными национальными целями являются удвоение ВВП за десятилетие, сокращение бедности, повышение уровня жизни народа и модернизация армии.

Пожалуй, самым важным предложением в обращении можно считать то, как, Путин надеется, россияне могут видеть свое будущее: "Теперь впервые за долгий период времени мы можем планировать нашу жизнь не на несколько месяцев или даже на год, а на десятилетие вперед".

Для обеспечения стабильного будущего Путин прочитал список всего того, что нужно сделать в его второй президентский срок. Это можно было бы назвать его "Четырехлетним планом" или же "Путинским наследием".

Заявляя, что правительству и бизнесу нужны четкие правила взаимодействия для защиты прав государства и предпринимателей, он ожидает, что оба этих сектора станут совместно работать над резким улучшением здравоохранения, образования, восстановлением устаревающей инфраструктуры транспорта страны и диверсификацией экономики с целью устранения сильной зависимости от богатого деньгами нефтяного сектора.

Повестка Путина является амбициозной. Однако он очень туманно говорил о том, как Россия сумеет достичь этих целей, и как это все будет финансироваться.

Не ограничившись экономикой, Путин также обратился к тому, что многие в западных средствах массовой информации (СМИ) считают самой большой слабостью Кремля: к настоящему и будущему состоянию гражданского общества и демократии в России.

Эта задача трудна, потому что свободу не всегда ценят, и не каждый знает, как ею пользоваться", - сказал Путин. Далее он добавил: "Творческую энергию, инициативу, чувство умеренности и стремления к победе невозможно декретировать или импортировать. В своем стремлении повысить уровень жизни граждан мы будем и в дальнейшем сохранять и защищать демократические достижения новой России. Мы сделаем государство более безопасным и будем искать цивилизованное решение для ключевых вопросов глобальной политики на основе международного права".

Опять-таки, Путин абсолютно ясно высказался по поводу своего видения демократического развития России, хотя и не сделал конкретных политических предложений.

То, чего Путин не стал комментировать, это самый важный вопрос, который обсуждается многими теми, кто задумывается над будущим России: весьма агрессивные нападки Кремля на олигархов.

Двое олигархов в предстоящие недели должны предстать перед судом по обвинениям в уклонении от уплаты налогов, мошенничестве и участии в "оргпреступном сообществе". Другой внезапно покидает страну после того, как его допросили в Генеральной прокуратуре. Еще один обвиняется в том, что довел до банкротства целый регион в то время, когда сам покупает английскую футбольную команду. По слухам, еще один из олигархов станет следующей жертвой планов Кремля ликвидировать олигархический контроль над экономикой.

Избавление от олигархии и олигархов не обязательно является плохой идеей. Даже в недавнем докладе Всемирного банка говорится, что контроль олигархов над экономикой препятствует экономической конкурентоспособности России. Но плохо то, что наступление на олигархов окутано завесой неопределенности. Эта неопределенность разрушает атмосферу открытости и предсказуемости, которую так активно пытался выразить в своем выступлении Путин. Совершенно ясно, что в планах Кремля фигурирует возврат государственной собственности, проданной за копейку или вовсе украденной в 1990-е годы. Хорошо продуманный план, если только он позволит надежно сохранить точное определение прав собственности, отвечает долгосрочным интересам всех.

В ретроспективе представляется, что слух о том, будто Путин собирается раскрыть свои истинные намерения в отношении олигархов, возможно, придал бы большую весомость его обращению к нации.

До тех пор пока Кремль четко не расскажет о своих истинных экономических целях и не прояснит свое правовое отношение к касте олигархов, значительная часть того, что сегодня сказал Путин, будет оставаться менее чем правдоподобной, а также будет бросать тень сомнения на его видение России.