Автор - министр обороны Российской Федерации

Шестьдесят лет назад в соответствии с решениями Тегеранской конференции 1943 года началась одна из крупнейших стратегических операций Второй мировой войны под кодовым названием "Оверлорд".

6 июня 1944 года более 200 000 солдат и офицеров в составе морского и воздушного десантов вооруженных сил США, Великобритании и их союзников пересекли Ла-Манш и высадились на берегах Северо-Западной Франции.

В ходе этой борьбы боевые действия велись на европейском, азиатском и африканском театрах войны. В этой борьбе объединились граждане 50 стран. Ядром коалиции, главной силой Большого союза были Советский Союз, Великобритания и США. Важнейшие коалиционные решения принималась на конференциях руководителей трех держав в Тегеране (1943), Ялте и Потсдаме (1945).

Уроки той эпохи подводят нас к очевидному выводу: ничто не может помешать странам объединиться против общей угрозы. Этот вывод имеет особое значение сегодня, когда мы отмечаем годовщину одной из самых успешных коалиционных операций в истории, но перед нами маячит призрак нового общего врага: международного терроризма.

11 сентября 2001 г. Америка подверглась нападению террористов. В России были взорваны жилые дома - в Москве, Каспийске и Волгодонске. Разные страны пережили террористические атаки в различных формах. Но вывод всегда один и тот же: без объединения усилий мирового сообщества победа над терроризмом невозможна.

Международная антитеррористическая коалиция, возникшая после терактов 11 сентября в Америке, доказала свою эффективность в Афганистане, откуда был изгнан режим талибов и террористическая сеть 'Аль-Каида', осуществившая эти теракты.

Москва предоставила Вашингтону всю необходимую разведывательную информацию о ситуации в этой стране, поддержала усилия Пентагона и НАТО по созданию военных баз на территориях центрально-азиатских государств, в том числе входящих в Организацию Договора о коллективной безопасности, обеспечила оружием и боевой техникой Северный альянс. И силы альянса, подобно англо-американским войскам в сороковые годы прошлого века, открыли второй фронт афганской войны против террористов и религиозных фанатиков.

Именно создание антитеррористической коалиции при всесторонней поддержке со стороны ООН и большинства государств мира предопределило успехи в борьбе с талибами и "Аль-Каидой" в Афганистане. В ходе совместной борьбы с терроризмом не лишним было бы вспомнить опыт нашего взаимодействия в ходе Второй мировой войны.

Противоречия и разногласия в связи с кампанией в Ираке в какой-то степени затмили собой позитивные воспоминания о международном сотрудничестве в прошлом, а последующие события еще больше омрачили их. Сегодня уже стало очевидно, что поставленные цели достигнуты не были. Мировая общественность так и не получила четкого ответа на вопрос: было ли в Ираке оружие массового уничтожения или нет. Не были также предоставлены убедительные факты, которые подтверждали бы обвинения прежнего иракского режима в поддержке международного терроризма и его причастности к событиям 11 сентября 2001 года. По иронии судьбы, только после свержения режима Саддама Хусейна Ирак превратился в зону деятельности террористических группировок со всего Ближнего Востока.

Действия и просчеты в Ираке, в свою очередь, привели к перегреву и без того непростой ситуации в других странах региона. Прежде всего они осложнили международное сотрудничество в борьбе с терроризмом. Это явно противоречит нашим общим интересам. В ходе первоначальных дебатов по Ираку Россия - вместе с другими членами Совета Безопасности ООН - стремилась добиться политического решения в соответствии с международным правом и в духе резолюций ООН. Мы не были единственными, кто ставил под сомнение обоснованность военной акции. Широко известно, что ряд других стран - в том числе и членов Североатлантического альянса - придерживались аналогичной точки зрения.

Между отдельными странами и политиками по-прежнему существуют определенные разногласия относительно урегулирования ситуации в Ираке. Но есть и много других, не менее актуальных, проблем, которые необходимо решать в рамках международного сотрудничества. Среди них - вопросы глобальной стабильности, предотвращения распространения вооружений, ликвидация межэтнической напряженности и обуздание религиозного экстремизма, торговли наркотиками и организованной преступности. Со всем этим невозможно справиться, опираясь исключительно на военную мощь одного государства, или даже одного военно-политического союза - каким бы могущественным он ни был. Чтобы победить терроризм, необходимы четко скоординированные политические, дипломатические и военные усилия всех стран. Другими словами, нам нужна коалиция, подобная той, что существовала в годы второй мировой войны.

Шестидесятая годовщина высадки союзников в Нормандии и открытия второго фронта против нацистской Германии должна послужить образцом объединения народов и стран перед лицом общих вызовов. Лишь учитывая подобные уроки истории, мы способны победить в борьбе с возникшими угрозами. Будем надеяться, что пример союзных государств той эпохи не будет забыт, что мы извлечем из него пользу в деле обеспечения стабильности и безопасности на нашей планете.

Автор - министр обороны Российской Федерации