Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Развал "Юкоса" приведет к снижению поставок нефти

Политика Кремля тормозит быстрый рост производства нефти в России

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Даже если темпы роста нефтедобычи сохранятся, России будет трудно увеличить объемы экспорта на Запад. Ограниченная пропускная способность нефтепроводов, контролируемых российской государственной монополией "Транснефть", приведет к снижению роста экспорта во второй половине десятилетия. Глава совместного предприятия "ТНК - Бритиш Петролеум" Боб Дадли в связи с этим заявил: "После 2005 года у нас будут проблемы. Рост экспорта прекратится или снизится".

По вчерашним сообщениям Международного энергетического агентства, банкротство или национализация компании "Юкос" - лидера российской нефтяной промышленности, поставит под угрозу срыва планы страны по наращиванию добычи нефти-сырца.

Это сообщение усилило опасения в том, что политика Кремля тормозит быстрый рост производства нефти в России. Одно из проявлений такой политики - тупиковая ситуация, сложившаяся с утверждением планов строительства новых экспортных трубопроводов. Второе - иск налоговых органов на 3,5 миллиарда долларов к крупнейшей в России нефтяной компании "Юкос".

Международное энергетическое агентство сообщает, что рост добычи нефти за первые четыре месяца текущего года составляет внушительный показатель в 10,2 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года. В апреле страна перешла рубеж добычи в 9 миллионов баррелей в день, впервые с 1991 года.

Вместе с тем, агентство проинформировало, что доля "Юкоса" в этом приросте составляет только пятую часть. В ежемесячном докладе агентства по нефтяным рынкам сообщается, что вынужденное банкротство и/или национализация "Юкоса", могущие стать реальностью после принятия судебного решения по делу об уклонении от уплаты налогов, приведут к замедлению темпов роста нефтедобычи в 2004 и последующих годах.

"Юкос" подал апелляцию на распоряжение суда о выплате налогов и штрафов на общую сумму 3,5 миллиарда долларов и предупредил акционеров и кредиторов, что решение суда о замораживании активов компании может лишить ее возможности удовлетворить иск Министерства по налогам и сборам, приведя тем самым компанию к банкротству.

Нынешний глава "Юкоса" Семен Кукес подтвердил опасения о возможном сокращении поставок нефти. Он предупредил, что если компании на следующей неделе не удастся добиться отмены иска в суде, она будет вынуждена урезать свою инвестиционную программу в 2 миллиарда долларов.

"Юкос" внес основной вклад в увеличение поставок российской нефти за последние три года, что помогло снизить обеспокоенность импортеров в период, когда организация стран-экспортеров нефти ОПЕК ввела драконовские квоты на экспорт.

Международное энергетическое агентство сообщило, что с 2002 года экспорт нефти из бывшего Советского Союза увеличился на 25 процентов или на 1,5 миллиона баррелей в день.

Даже если темпы роста нефтедобычи сохранятся, России будет трудно увеличить объемы экспорта на Запад. Ограниченная пропускная способность нефтепроводов, контролируемых российской государственной монополией "Транснефть", приведет к снижению роста экспорта во второй половине десятилетия. Глава совместного предприятия "ТНК - Бритиш Петролеум" Боб Дадли в связи с этим заявил: "После 2005 года у нас будут проблемы. Рост экспорта прекратится или снизится".

Руководство "Транснефти" в прошлом месяце заявило, что ее экспортные трубопроводы достигли максимума своей пропускной способности в 4 миллиона баррелей в день. Сооружение новых трубопроводов стало предметом долгих политических дрязг. "Транснефть" хочет увеличить пропускную способность своего балтийского экспортного терминала в Приморске и получить одобрение на транспортировку одного миллиона баррелей в день из Восточной Сибири на тихоокеанское побережье.

"Юкос", между тем, проталкивал свой проект экспортной схемы в Китай. Вторая в России нефтяная компания "Лукойл" отстаивает проект строительства терминала в порту Мурманска.