Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Государство, в котором они живут

Дело Ходорковского иллюстрирует "одну из самых серьезных в России проблем с правами человека: готовность властей избирательно применять законы против конкретных личностей в политических целях"

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Адвокаты г-на Ходорковского не отрицают, что, возможно, есть вопросы, на которые необходимо дать ответы, однако, как было сказано вчера в газете "Wall Street Journal", неправомерные деяния, в которых обвиняют Ходорковского, в 1990-х годах являлись "нормальной деловой практикой", и с ними следовало разбираться в гражданском, а не в уголовном суде. По общему мнению, его действительным преступлением было то, что он перешел дорогу Владимиру Путину, отказавшись держаться вне политики - в отличие от других, более благоразумных магнатов - после того, как г-н Путин в 2000 году стал президентом России.

17 июня 2004 года. Магнат Михаил Ходрковский - не рядовая беззащитная жертва предполагаемого судебного произвола в России, однако какой бы могучей ни была его команда защитников, и какими бы убедительными ни были предъявленные ему вчера в московском суде обвинения, это дело по-прежнему вызывает тревогу. Как заявила правозащитная группа "Human Rights Watch" - хотя она вполне обоснованно уделяет больше внимания другим злоупотреблениям, в особенности в Чечне - дело Ходорковского иллюстрирует "одну из самых серьезных в России проблем с правами человека: готовность властей избирательно применять законы против конкретных личностей в политических целях".

Г-н Ходорковский заложил основы для своей сегодня едва стоящей на ногах нефтяной группы ЮКОС во время великой финансовой "золотой поры" середины 1990-х годов, когда амбициозные и безжалостные сделали себе прибыльные империи на принудительной приватизации государственных предприятий. Он и его близкий компаньон, как утверждают, не осуществили обещанных ими инвестиций в одну химическую компанию, выкупленную ими у государства, а позднее не выполнили решения суда о возврате сертификатов на акции. Их обвиняют также в том, что в более поздний период они в своей компании ЮКОС уклонились от уплаты корпоративных налогов на многие миллионы долларов. Адвокаты г-на Ходорковского не отрицают, что, возможно, есть вопросы, на которые необходимо дать ответы, однако, как было сказано вчера в газете "Wall Street Journal", неправомерные деяния, в которых обвиняют Ходорковского, в 1990-х годах являлись "нормальной деловой практикой", и с ними следовало разбираться в гражданском, а не в уголовном суде. По общему мнению, его действительным преступлением было то, что он перешел дорогу Владимиру Путину, отказавшись - в отличие от других, более благоразумных магнатов - держаться вне политики после того, как г-н Путин в 2000 году стал президентом России.

Г-н Путин регулярно отрицал какую-либо причастность к этому делу, однако его жесткий подход к правам человека не дает оснований для того, чтобы ему можно было верить. В своем обращении к нации в конце мая с.г. он отверг обвинения в авторитаризме, заявив, что его целью является "укрепление государственности". Но затем он высказал претензии в адрес действующих в России гуманитарных организаций, которые, по его словам, "обслуживают сомнительные группы и коммерческие интересы". Г-н Ходорковский, как и медиа-магнат Борис Березовский, который сегодня имеет статус политического эмигранта в Великобритании, использовал некоторую часть своих прибылей для финансирования благотворительной работы.

Между тем необузданные злоупотребления продолжаются в Чечне, где, как утверждают, в среднем один человек ежедневно пропадает без вести. Обвинения в шпионаже, очевидно, используются для устрашения ученых и журналистов, занимающихся исследованиями в важных для государства областях. Большинство россиян одобрительно относятся к тому, что г-н Путин делает упор на стабильность и сильное государство, но они, возможно, когда-нибудь об этом пожалеют.