Питер Лавелль, аналитик UPI, работающий в Москве, берет интервью у Михаила Фридмана, главы российской корпорации 'Альфа-групп'. Считается, что Фридман занимает шестое место в списке самых богатых бизнесменов России; он владеет активами в нефтегазовом секторе, сфере банковских услуг и других секторах российской экономики. Ниже приводятся отрывки из этого интервью.

UPI: В последние недели российский банковский сектор вновь продемонстрировал свои слабые стороны. Заговорили даже о 'банковском кризисе'. Каким образом следует осуществлять реформу банковского сектора?

Фридман: Нынешние проблемы в банковской системе обусловлены рядом объективных и субъективных причин. Объективной причиной является крах нескольких небольших банков - из-за отзыва (Центральным банком России) их лицензий по соображениям, связанным с отмыванием денег. Это в свою очередь привело к определенным потрясениям в банковской системе. Кроме того, это случилось в тот момент, когда представители нефтяной отрасли внимательно наблюдают за кризисом вокруг нефтяной компании 'ЮКОС'. Таким образом, возникло общее ощущение, что уверенность деловых кругов падает - в том числе и в частном банковском секторе. Субъективная же причина заключается в общих тенденциях и напряженности, возникшей между частным бизнесом и государством из-за экономической политики, которую оно проводит в последние несколько месяцев.

Если же говорить о том, какие перемены мне хотелось бы видеть в банковском секторе, то первостепенной и важнейшей проблемой здесь является восстановление доверия общества к частному бизнесу. Без такого доверия у частных банков будут по-прежнему возникать проблемы. 'Альфа-Банку' удалось пережить недавние потрясения в секторе, но, чтобы двигаться вперед, чтобы иметь сильный банковский сектор, необходимо определенное доверие между государством и частным бизнесом.

Одним из конкретных недостатков нынешней банковской системы России является сохранение фактической монополии государственного Сбербанка в этом секторе. Даже если частные банки предоставляют более качественные услуги, в обстановке неопределенности и отсутствия реформ в секторе вкладчики по-прежнему будут обращаться в Сбербанк, стремясь обезопасить свои сбережения. Мы надеемся, что российский парламент примет законодательство, обеспечивающее более справедливые правила игры для здоровых банков, действующих в этом секторе, в том числе законы о гарантиях страхования вкладов и о повышении уровня конкуренции в банковской сфере.

Вопрос: Каково ваше мнение о развитии российской экономики? Позволит ли курс, намеченный президентом Владимиром Путиным и осуществляемый правительством во главе с премьер-министром Михаилом Фрадковым добиться удвоения ВВП России в течение десяти лет? Достаточно ли усилий предпринимает правительство для диверсификации экономики и преодоления зависимости от сырьевых секторов?

Ответ: Несомненно, у России есть все необходимое, чтобы добиться этой цели. Она имеет не только сырьевые богатства, дарованные природой, но и образованное и квалифицированное население, чтобы воплотить это в реальность. Таким образом, мы способны как эксплуатировать наши природные богатства, так и использовать наш человеческий потенциал, чтобы обеспечить долгосрочную экономическую стабильность и устойчивый рост.

Как я понимаю, Владимир Путин и его правительство стараются диверсифицировать экономику и преодолеть зависимость от сырьевых секторов. На мой взгляд, это очевидное и правильное решение - без участия государства в диверсификации экономики России не удастся в скором времени удвоить ВВП. Это, конечно, связано с принятием некоторых трудных и болезненных решений. Ради достижения долгосрочных экономических целей приходится сталкиваться с сопротивлением общества в краткосрочной перспективе. В условиях высоких цен на нефть сопротивление весьма реально. Властям непросто убедить многих граждан в необходимости реформ, когда кажется, что все хорошо. Однако если немедленно не принять мер по ее модернизации, через пять лет российская экономика столкнется с серьезными опасностями.

Вопрос: Судя по всему, российский нефтяной гигант 'ЮКОС' будет расчленен, а его активы проданы из-за крупной налоговой задолженности этой компании перед государством. В случае разукрупнения 'ЮКОСа' и продажи его активов на организованных государством аукционах, проявит ли консорциум 'Тюменская нефтяная компания - British Petroleum' интерес к участию в этих торгах?

Ответ: Не думаю. Для нас очевидно, что в случае банкротства 'ЮКОСа', ряд юридических претензий к компании, как в России, так и за рубежом, сохраниться еще долгое время после ее ликвидации. Мы обсудили ситуацию с партнерами из 'British Petroleum' и решили, что нам следует избегать многочисленных юридических проблем, связанных с 'ЮКОСом'. Вместо этого мы намерены по-прежнему развивать существующие активы и нефтяные месторождения в рамках нашего партнерства. Таким образом, в данный момент мы больше заинтересованы в том, чтобы сосредоточить внимание на внутренних проблемах и повышении эффективности нефтедобычи.

Вопрос: Обозреватели многих СМИ утверждают, что Путин ведет войну с группой богатых бизнесменов, так называемых 'олигархов', приводя 'дело 'ЮКОСа'' в качестве главного примера. Считаете ли вы 'дело 'ЮКОСа'' единичным случаем конфронтации между бизнесом и Кремлем, или частью более масштабного плана Кремля в отношении российской экономики?

Ответ: Я не думаю, что государство намерено вступить в борьбу с большим бизнесом, или с группой бизнесменов, которых называют 'олигархами'. Конечно, в настоящее время существует напряженность между государством и одной компанией (речь идет о 'ЮКОСе'). Мы надеемся, что после разрешения этого конфликта напряженность в отношениях между частным бизнесом и государством снизится.

На мой взгляд, государство понимает, что для создания современной экономики и общества крупные корпорации необходимы. Конечно, 'становым хребтом' сильной экономики является наличие многочисленных малых и средних компаний, хотя очень часто на вершине этого 'хребта' находятся крупные корпорации. Крупные компании заботятся о собственных интересах, но при этом имеют в виду также интересы государства и общества. Государство регулирует этот процесс через налоговый режим, антимонопольное законодательство и другие правовые механизмы - как и в большинстве стран мира.

Вопрос: Ранее мы говорили о необходимости доверия в отношениях между бизнесом и государством. Что в целом должен предпринять российский большой бизнес для улучшения отношений с государством?

Ответ: У государства и бизнеса есть взаимные интересы. То, что мы переживаем сегодня - это пережитки прошлого - и не только советского. В России государство всегда питало недоверие к частному бизнесу. Да и частный бизнес традиционно относится к государству с недоверием. Таким образом, это недоверие еще сохраняется, и потребуется время, чтобы они привыкли друг к другу.

Однако государство должно возглавить этот процесс. В России именно государство всегда возглавляет процесс формирования ценностей и мнений в обществе. На Западе это делают другие институты, но не в России. Из-за нашей истории, мы ожидаем, что государство выступит инициатором. Однако и бизнес должен проявлять ответственность - особенно в отношении потребностей общества. Примером чувства социальной ответственности у 'Альфа-банка' стало его поведение в ходе недавних событий в банковском секторе. Мы не только отреагировали на озабоченность наших клиентов, но и предприняли практические действия, чтобы не допустить краха всего сектора. Мы считаем, что все частные корпорации должны демонстрировать подобную социальную ответственность и воплощать ее на практике.