Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Правление, основанное на страхе

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
До недавнего времени в России, как и на Западе, царило крайне негативное отношение к олигархам, то есть крупным предпринимателям, которые с помощью тогдашнего российского руководства сколотили огромные состояния и стали претендовать на участие в формировании государственной политики. Действительно, в бурный период перехода к капитализму многие пользовались экономической свободой для того, что ловить рыбу в мутной воде

Выводы по делу ЮКОСа. О том, как государственная власть и бюрократия систематически унижают и берут под контроль российских предпринимателей. Как это видят другие. Автор - Евгений Ясин.

До недавнего времени в России, как и на Западе, царило крайне негативное отношение к олигархам, то есть крупным предпринимателям, которые с помощью тогдашнего российского руководства сколотили огромные состояния и стали претендовать на участие в формировании государственной политики.

Действительно, в бурный период перехода к капитализму многие пользовались экономической свободой для того, чтобы ловить рыбу в мутной воде. Однако с течением времени обстановка постепенно стабилизировалась, возрастал спрос на укрепление прав собственности, повышалась налоговая дисциплина, а подбор партнеров по бизнесу стал производиться более тщательно. На этом фоне восприятие изменилось.

Одним из пионеров этого движения стал глава компании ЮКОС Михаил Ходорковский, который первым в России опубликовал сведения о своем имуществе и, таким образом, навлек на себя недовольство других бизнесменов, которые были вынуждены последовать его примеру.

Я ни в коем случае не берусь утверждать, что Ходорковский - ангел, а ЮКОС - особенно поначалу - не допускал никаких нарушений. Я также не утверждаю, что стремление Ходорковского к прозрачности и поддержке строительства гражданского общества в России стали причиной конфликта с государственной властью. Я знаю, что прежде чем против него начали приниматься меры, ЮКОС был очень агрессивным концерном, который активно лоббировал свои интересы в правительстве и парламенте. И я понимаю, что это вызывало у государственной власти раздражение и желание применить санкции против тех, что возомнил, что деньги могут все.

Лакомый кусочек

Но когда началась акция против ЮКОСа, никто у нас не усомнился в том, что предъявленные обвинения являются всего лишь предлогом - либо для того, чтобы блокировать политические амбиции Ходорковского, либо для того, чтобы добиться передела собственности компании. Все-таки ЮКОС был слишком лакомым кусочком.

События последнего года показали, что обе эти причины имели место. На первом этапе - вплоть до президентских выборов - речь шла о политике. Ходорковский был арестован и удален с политической арены. Большинство избирателей аплодировало решительности Путина и поддержало на выборах верную ему 'Единую Россию'. Теперь можно было сделать второй шаг к решению экономической задачи. Можно было начинать экспроприацию олигарха.

Необоснованные претензии

В дополнение к уже выдвинутым против Ходорковского и его коллег обвинениям министерство по налогам и сборам подало против ЮКОСа иск по поводу уклонения от налогов на сумму примерно в три миллиарда долларов за 2000 год. Потом последовал иск за 2001 год еще на три миллиарда.

Как известно, речь идет о, якобы, имевших место злоупотреблениях легальными, в принципе, налоговыми привилегиями в целях уклонения от уплаты налогов. Однако я убежден, что независимый суд вряд ли доказал бы эти обвинения, тем более, что большинство предприятий прибегали к подобным методам оптимизации налогов. Так же, как и ЮКОС, они сначала дали себя проверить налоговым консультантам и предъявили заключения зарубежных аудиторов.

Годовой оборот ЮКОСа составлял примерно 15 миллиардов долларов, прибыль в первом квартале 2003 года - 2,5 миллиардов долларов, открытые кредиты - 2,6 миллиардов. Каким бы образом ни производился подсчет, все равно остается загадкой, как предприниматель такого масштаба может недоплатить налогов на три миллиарда долларов и при этом остаться самым крупным налогоплательщиком, который приносит государству пять процентов федерального бюджета. Будучи экономистом, я в любом случае убежден, что сумма налоговых требований к ЮКОСу совершенно необоснованна. Несмотря на это, суд, как и ожидалось, подтвердил эти требования.

Предпоследний акт этой драмы: министерство юстиции объявляет о продаже активов 'Юганскнефтегаза' - дочернего предприятия ЮКОСа - с целью погашения долгов концерна. Осталось только прояснить вопрос, кто их купит...

Победа бюрократии

До сих пор я пытался трезво изложить историю возникновения дела ЮКОСа, воздерживаясь от проявления любых эмоций. Но полученный результат нуждается в оценке.

Российская бюрократия может праздновать победу. Теперь ее представители могут сказать, что действовали против олигархов в соответствии с ожиданиями народа и доказали, что в России все - как бедные, так и богатые - равны перед законом. И что теперь все будут платить налоги. Посмотрим. Пока что наметилось только новое бегство капитала.

Но всем было ясно, что именно государственная власть не всегда действует с оглядкой на закон. Опираясь на спецслужбы, прокуратуру и суды - все они уже встроены в вертикаль власти, а, значит, подчиняются ее воле - государство может развалить любую фирму и отобрать собственность у ее владельца, не прибегая к особым юридическим уловкам. Ясно также, что это не какой-то исключительный случай, поскольку разрушение телекомпании НТВ в 2001 году происходило приблизительно по той же схеме. Подобные акции, проводимые местными структурами власти и правоохранительными органами, не редкость также в регионах.

Не только олигархи, но и все предпринимательское сообщество лишается самостоятельности и подвергается подобным унижениям. Кастрированный бизнес такого рода не может быть мотором развития страны, а тем более оплотом гражданского общества.

Аркадий Вольский, президент Российского союза промышленников и предпринимателей, на прошлой неделе заявил в телеэфире: 'Это банкротство по заказу. И я легко могу представить, кто его заказал. Но я этого не скажу. У меня шесть внуков, и я просто боюсь'. Не он один. Мне тоже страшно. И, по-моему, именно этого они добиваются.