Москва. - Самый кассовый российский фильм обладает всеми атрибутами голливудских блокбастеров - хотя и снят за гораздо меньшие деньги - и успешно 'бьет' их в прокате.

Кровь, экшн и саспенс помогли 'Ночному дозору' собрать 13 миллионов долларов за первые три недели после выхода в прокат 8 июля - столько же принесла за два месяца демонстрации в России последняя серия 'Властелина колец'.

До этого самый коммерчески успешный российский фильм собрал всего 3 миллиона долларов.

'Это большое кино для большой аудитории', - говорит режиссер фильма Тимур Бекмамбетов.

Кино, может быть, и большое, но его бюджет - 4 миллиона долларов - совсем невелик. 'В Соединенных Штатах он обошелся бы как минимум в 10 раз дороже', - отмечает Бекмамбетов.

По словам Бекмамбетова, этот фильм - первая часть трилогии, основанной на романах Сергея Лукьяненко - пожинает плоды революции в кинематографе, лишившемся государственного финансирования после крушения коммунизма.

'Кинематографический рынок в России растет. Если бы наш фильм вышел год назад, он собрал бы в прокате на 30-50% меньше', - говорит он.

По сравнению с другими странами, кассовые доходы в России все еще ничтожны, в основном из-за того, что в стране действует лишь около 400 кинотеатров, а также в связи с распространением видеопиратства.

Однако, утверждает Бекмамбетов, положение меняется: каждый год открывается 40 новых кинотеатров, а кинематографисты учатся работать с прокатчиками.

'В девяностых у нас не было системы проката - ее уничтожила перестройка', - утверждает он, имея в виду реформы тогдашнего президента СССР Михаила Горбачева.

По его словам, 'Ночной дозор' показывают 80% кинотеатров.

В фильме добро борется со злом, там фигурируют вампиры, а в главных ролях заняты некоторые из ведущих российских актеров.

Поклонники книг Лукьяненко сетуют, что он мало напоминает оригинал; кроме того, по словам многих зрителей, скрытая реклама - когда камера надолго задерживается на кофейных этикетках или мобильных телефонах - отвлекает от сюжета.

Но другие приветствуют 'Ночной дозор' как символ пробуждения киноиндустрии.

'Это наш фильм - российский фильм. Это новый этап для российского кинематографа', - говорит Сергей, работающий охранником в Москве.

Последние 12 месяцев были весьма удачными для российского кино.

В прошлом году 'Возвращение' - дебют режиссера Андрея Звягинцева - получил двух 'Золотых львов' на Венецианском кинофестивале. Бюджет фильма был еще меньше - всего 400000 долларов, но большого кассового успеха он не имел.

Как утверждает Бекмамбетов, фестивальные успехи России не отразились на количестве проданных билетов, поскольку фильмы-победители не были рассчитаны на широкую аудиторию.

В этом, по словам режиссера, и заключается отличительная черта его фильма. По спецэффектам 'Ночной дозор' сравним с голливудскими блокбастерами вроде 'Матрицы', 'Властелина колец' и 'Гарри Поттера'; как и они, он предназначен для массового зрителя.

Голливуд набросился на фильм подобно коршуну, говорит Бекмамбетов, и многие фирмы предлагают начать переговоры о будущем сотрудничестве.

Однако любой совместный проект с Голливудом может касаться лишь последней части трилогии, поскольку вторая серия 'Ночного дозора' уже почти закончена и должна выйти в прокат в марте.

Бекмамбетов надеется, что эти фильмы помогут россиянам избавиться от 'комплекса культурной неполноценности' - представления о том, что образ жизни в других странах лучше их собственного.

'Если мы будем делать российские фильмы, которые приобретут известность, хорошие российские фильмы. . .российские улицы и российская действительность войдут в моду. Люди будут гордиться тем, что у них именно такие стулья, такие стены или машины'.