Блестит скрещенное в битве оружие. Мечи пронзают доспехи, копья и секиры летят, рассекая пропитанный дымом воздух. Сражение на крыше московской бетонной коробки, в котором принимает участие 2000 человек, в буквальном смысле слова захватывает дух. Это ведут битву армия Света и армия Тьмы. Победителя в этом кровавом угаре не будет, - понимают после долгого сражения полководцы Борис Гессер, возглавляющий армию Света, и Савулон, вождь армии Тьмы.

Значит, нужно призвать судью, обеспечивающего равновесие миров - Инквизитора. Заключается договор. Его охраняют Гессер и Савулон. Они возглавляют дневной и ночной дозоры, охотясь по всей Москве за теми, кто нарушает мирное соглашение.

В российской киноиндустрии свершилась революция. 'Ночной дозор' - это российский блокбастер, который впервые побил Голливуд. Еще ни один фильм в России не стартовал с таким успехом, как фантастический триллер режиссера рекламных фильмов Тимура Бекмамбетова (43). Будь то 'Матрица', 'Троя', 'Звездные войны' или 'Властелин колец', 'Ночной дозор', у всех них позаимствовал самое лучшее, оставив 'заимодавцев' далеко позади, что касается средств, вырученных от кинопроката.

'Учиться у капитализма, значить учиться побеждать', - подумал, видимо, Константин Эрнст, руководитель государственной телекомпании 'Первый канал', приступив к бюджетному финансированию экранизации одноименного романа российского писателя-фантаста Лукьяненко. Лукьяненко продал уже 2 миллиона экземпляра своего 400-страничного романа, в котором создал захватывающие картины параллельного мира. Среди любителей фантастики он является культовой фигурой.

Бюджет экранизации для масштабов Голливуда мизерный: война света против тьмы обошлась примерно в 4 миллиона долларов США. Смотрится он, правда, значительно дороже. Большая часть денег пошла на создание 400 специальных эффектов и компьютерную мультипликацию. Поскольку в России нет ни 'Pixar', ни 'Dreamworks', то режиссер Бекмамбетов разделил работу между 22 небольшими студиями в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве.

'Ночной дозор' символизирует новое российское самосознание: сценарист, режиссер, продюсер, актеры, - все они из России. За 25 дней в кинотеатрах было продано 4 миллиона билетов; доход составил 15 миллионов долларов. Для российских условий - это сенсация.

Действие происходит в Москве с налетом советской эпохи. Это Москва грязных коммунальных квартир и подъездов, мрачных бетонных пятиэтажек и метро - последнего символа развалившейся империи. Но при этом затраты на рекламу были так велики, как никогда для российского кино. Первый канал использовал свои рекламные возможности и показал в эфире порядка 500 видеоклипов. Показ фильма стартовал в 310 кинотеатрах одновременно, начиная от Калининграда и кончая Магаданом. В 'Ночном дозоре' скрытая реклама достигла таких высот, что балансирует на грани карикатуры: герои фильма пьют кровь, водку, или Nescafe, или же носятся по ночной Москве на Ауди ТТ.

Для Москвы Тимур Бекмамбетов - явление того же порядка, что и Питер Джексон (Peter Jackson), режиссер и продюсер 'Властелина колец со своим самым удачным проектом всех времен, принесшим 4 миллиарда долларов, - для Голливуда. Ребенком Тимур каждый день ходил в школу из Азии в Европу, - будущий режиссер рос в уральской деревне, затем в Средней Азии изучал театральный дизайн. 10 лет назад он снял свой дебютный фильм, 'Пешаварский вальс', - замечательная работа о войне в Афганистане. Позднее Бекмамбетов зарабатывал в Москве на производстве рекламных роликов. 'Рекламные фильмы, словно наркотик, они собирают огромную публику, - говорит он, - необходимо чувствовать пульс времени'.

В московском кинотеатре 'Пять звезд' полночь. Билет стоит 8 евро, - очень большие деньги в стране, где средняя заработная плата в пересчете равна 10 таким билетам. Но и в будние дни все билеты распроданы. В бархатных креслах сидит 'золотая молодежь'. Так называют в Москве 'сынков' и 'дочерей' по профессии, катающихся на иномарках, имеющих самые модные мобильники и пользующихся безлимитными тарифами. Но и те, для кого поход в кино нечто особенное, - тоже здесь. Российская молодежь в восторге от своего фильма. Интернет-сайт www.dozorfilm.ru, на котором выложена вся информация о 'Ночном дозоре', посещается в России чаще, чем другие сайты.

Удивительно, но еще в 1998 г. российское кино было в полном упадке. Из-за нехватки денег был отменен международный кинофестиваль. На экранах мелькали второсортные и третьесортные ленты из США. В большинстве кинотеатров (в России в то время было не больше десятка современных кинотеатров) шел показ пиратских копий. Тогда доход всех российских кинотеатров вместе составил всего 7 миллионов долларов. В Мосфильме, ведущей студии страны, занимающей самую большую площадь среди европейских киностудий, павильоны пустовали. От ленинского лозунга 'из всех искусств важнейшим для нас является кино' больше ничего не осталось.

Только воспоминания о советских временах приносили утешение. Во время производства фильма 'Война и мир' по роману Льва Толстого для съемок батальных сцен Красная Армия предоставила в распоряжение Мосфильма 30 000 солдат. Было использовано в общей сложности 23 тонны пороха. Как писала газета 'Die Welt' в своей рецензии в 1968 г., 'техническая база фильма достигла невероятных масштабов. Режиссер Андрей Бондарчук заставил как следует раскошелиться'. Самый дорогой в то время фильм в мире, который должен был показать Голливуду возможности советского кино, получил Оскара. После развала Советского Союза государственная поддержка практически исчезла.

В этом году российские кинотеатры получат за счет продажи билетов 300 миллионов долларов. Телезрители хотят видеть на телеэкранах сериалы российского производства. Их создание тоже загружает студии. А поскольку рынок рекламы телероликов в первом полугодии вырос на 36%, достигнув внушительных 720 миллионов долларов, то и здесь есть источники доходов. Теперь в России 600 современных кинотеатров.

Развитие этой отрасли отражает не только возросший экономический потенциал, но и растущую национальную гордость. 'Это похоже на футбольный матч Россия-Америка, - описывает схватку продюсер Эрнст. - 'Ночной дозор' - это наша команда, которая выступает против Голливуда.

'Ночной дозор' может стать решающим импульсом для российской киноиндустрии. Здесь борьба между светом и тьмой идет не только на экране, российская студия пытается, кроме того, совладать с пиратскими копиями. В близких к кино кругах говорят, что Константин Эрнст заключил с хозяевами подпольного производства видео- и кинопродукции, которые также хорошо известны милиции, тайное соглашение. Эрнст не хочет подтверждать этого, но говорят, что он предложил производителям подпольных копий, имеющим миллиардные доходы, хорошие условия, чтобы они не трогали 'Ночной дозор'. И, видимо, это возымело успех. И хотя фальшивые цифровые диски и видео с фантастическим эпосом в Москве можно достать без проблем, они все же не захлестнули весь рынок.

Атака на Голливуд будет продолжена. Как и 'Властелин колец', 'Ночной дозор' станет трилогией. 'Дневной дозор' выйдет в марте следующего года с такой же помпой. Затем уже 'Сумеречный дозор', дозор в сумерках, когда уходит день и наступает ночь, доведет до счастливого конца эту битву. А что же Голливуд? Продюсер Эрнст как раз изучает вопрос, стоит ли создавать версию фильма на английском языке.