Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российские учебники истории обвиняются в предвзятости

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если можно судить о книге по обложке, то 'История России и мира в 20 веке' говорит ученикам о том, что советская эпоха - это славное прошлое, которым можно только гордиться: три из четырех иллюстраций, помещенных на обложке, повторяют образы советской пропаганды. То же самое можно сказать и о содержании книги: учебник для российских старшеклассников расхваливает достижения советской системы, и лишь слегка касается, если касается вообще, ее недостатков и преступлений

Москва. - Если можно судить о книге по обложке, то 'История России и мира в 20 веке' говорит ученикам о том, что советская эпоха - это славное прошлое, которым можно только гордиться: три из четырех иллюстраций, помещенных на обложке, повторяют образы советской пропаганды. То же самое можно сказать и о содержании книги: учебник для российских старшеклассников расхваливает достижения советской системы, и лишь слегка касается, если касается вообще, ее недостатков и преступлений.

В нем нет буквально ни слова о депортации целых народов при Иосифе Сталине, сопровождавшейся сотнями тысяч жертв и посеявшей семена возмущения, вырвавшегося наружу в Чечне полвека спустя. О ГУЛАГе - системе исправительно-трудовых лагерей - говорится мимоходом, а об антисемитизме вообще едва упоминается.

Президент Владимир Путин - бывший офицер КГБ, возродивший советскую символику, например гимн или красную звезду в качестве военной эмблемы - твердо убежден: российской молодежи следует прививать чувство национальной гордости.

Однако, предостерегают критики, изучив трагическую историю России в 'приглаженном' варианте, ученики окажутся просто не подготовленными к проблемам, с которыми им придется столкнуться в постсоветскую эпоху.

'ГУЛАГ освещается в учебниках в минимальной степени. Однако, не зная, что такое ГУЛАГ, они [школьники - прим. перев.] не поймут истории СССР и России. Без этих ее страниц их образование будет неполным', - говорит семидесятишестилетний Семен Виленский, прошедший через гулаговские лагеря и ныне возглавляющий ассоциацию, которая собирает свидетельства об ужасах сталинской эпохи.

Три из четырех иллюстраций, помещенных на обложке 'Истории России и мира в 20 веке' - это советские пропагандистские символы: гигантская статуя 'Рабочий и колхозница' в Москве, плакат 'Родина-мать зовет' и стыковка 'Союза' с 'Аполлоном'. Четвертая иллюстрация изображает штаб-квартиру ООН.

По словам критиков, этот учебник, написанный Никитой Загладиным - не единственный, где содержатся подобные пробелы.

Как показывают результаты исследования, проведенного по заказу Музея Андрея Сахарова, в большинстве школьных учебников по истории России в 20 веке не уделяется достаточного внимания ужасающим нарушениям прав человека со стороны тоталитарного советского государства.

'В большинстве учебников этот период и тот факт, что насилие служило главным методом воплощения советских идей, либо освещается чрезвычайно кратко, либо, даже при более детальном описании - не сопровождается какой-либо исторической, политической и этической оценкой', - отмечает Юрий Самодуров, директор музея, носящего имя Сахарова - покойного советского диссидента и лауреата Нобелевской премии мира.

Единственный учебник, где делался упор на преступления советского государства, был в конце прошлого года изъят из употребления в российских школах - как утверждают критики, этот шаг отдает политикой.

Буквально за несколько дней до декабрьских выборов в парламент Министерство образования отозвало лицензию у учебника Игоря Долуцкого 'Отечественная история 20 века' - где автор предлагает студентам подумать, следует ли считать Путина авторитарным лидером.

В отличие от авторов многих других учебников, Долуцкий уделяет большое внимание преступлениям советского государства против миллионов собственных граждан и подчеркивает существенный вклад союзников в победу во второй мировой войне.

Книга получила неоднозначную оценку со стороны педагогов и историков, однако она оскорбила группу ветеранов войны, которые пожаловались Путину на непатриотичность учебника.

Эта жалоба вполне ложилась в русло указаний, которые Путин дал историкам в прошлом году: 'Учебники должны содержать исторические факты и воспитывать у молодежи чувство гордости за свою историю и страну'.

Вскоре после этого правительство решило подвергнуть учебники дополнительной проверке и произвести отбор среди множества книг, вышедших после распада СССР в 1991 г.

По словам некоторых историков, многие из учебников, опубликованных в последние десять лет, отличаются сомнительным качеством или излишней пристрастностью - однако критики действий правительства опасаются, что в результате 'отсева' останутся только книги, обеляющие советскую эпоху.

Некоторые утверждают также, что авторы учебников с неохотой обращаются к вопросу об антисемитизме. По словам главы фонда 'Холокост' Аллы Гербер, проведенная этой организацией серия семинаров для преподавателей истории показала, что многие школы выступают против того, чтобы рассказывать ученикам об истреблении и преследовании евреев в нацистской Германии и СССР.

Однако, по словам Загладина, было бы несправедливо внушать детям 'чисто негативный взгляд на советскую эпоху как царство террора и тьмы'.

'В ходе волны массовых репрессий пострадали примерно 18 миллионов человек. . . . Несомненно, это великая трагедия, - заявил автор учебника в интервью 'Associated Press'. - Но одновременно мы не можем игнорировать и тот факт, что в тот же период времени жизнь огромного количества людей радикально изменилась к лучшему'.