ТОКИО, 18 августа - По информации члена правления корпорации 'Sakhalin Energy Investment Company' и ее коммерческого директора Энди Калица (Andy Calitz), российский сжиженный газ будет вскоре поступать из нового центра добычи - с острова Сахалин - через Тихий Океан в Калифорнию. 'Sakhalin Energy Investment Company' является промышленным консорциумом, возглавляемым 'Royal Dutch/Shell'.

Энди Калиц сообщил, что переговоры по данному контракту 'продвигаются очень, очень быстро'. Газ будет доставляться на терминал в Северной Мексике с перерабатывающего завода на Сахалине, который должен войти в эксплуатацию в 2007 году. Это предприятие станет первым российским заводом, сжижающим природный газ для его транспортировки по морю.

Хотя этим летом нефтяные танкеры время от времени пересекали Тихий океан, следуя с Сахалина на Гавайи и Аляску, новая сделка даст мощный толчок развитию хромающего сотрудничества между Россией и США в энергетической сфере.

'Мы готовы поставлять газ и нефть напрямую в США, - заявил во вторник российский посол в Японии Александр Лосюков, имея в виду готовящийся к подписанию контракт, который в прошлом месяце был официально утвержден российским руководством, - мы хотим стать надежным поставщиком - более надежным, чем Ближний Восток'.

Покупатель, совместное предприятие 'Shell-Sempra Energy', должен окончательно утвердить контракт в сентябре. К декабрю компания планирует начать сооружение регазификационного завода стоимостью 600 миллионов долларов в Мексике. Завод в Энсенаде, в 150 километрах к югу от Сан-Диего, будет возвращать сильно охлажденный сжиженный газ в газообразное состояние, а затем он будет транспортироваться по газопроводу в Северную Мексику и Южную Калифорнию. Завод должен быть введен в действие в 2007 году, как раз в тот момент, когда будет готово к работе предприятие на Сахалине, по ту сторону Тихого Океана.

'Мы предлагаем гораздо более низкие фрахтовые ставки', сказал по телефону с Сахалина господин Калиц, отметив, что новый завод будет всего в 12 днях морского пути из Мексики. Это намного короче, чем 20-дневный путь из Австралии или 27-дневный из Катара. Он также добавил: 'Это также политическое решение. Из какого региона мира вы хотите получать энергетическое сырье? Из Катара? Из Индонезии? Или из Австралии и России?'

Этим вопросом в июне, во время визита в Москву, занимался министр энергетики США Спенсер Абрахам (Spencer Abraham). 'Наша цель - диверсифицировать экспортные источники энергетического сырья и получать его из разных мест', сказал он.

В условиях, когда цена за баррель нефти приближается к 50 долларам, американцы, отталкивая японцев, китайцев и корейцев, стараются успеть заключить контракты по Сахалину, где запасы природного газа и нефти иногда сравниваются с северной Аляской.

'Сахалинская нефть скоро будет поставляться в Японию', заявил во вторник во время своего визита на Сахалин министр экономики, торговли и промышленности Японии Соичи Накагава (Soichi Nakagawa). Это был первый визит на остров высокопоставленного японского руководителя с момента окончания Второй мировой войны. Японские компании являются миноритарными инвесторами в 'Sakhalin Energy', а также еще в одном нефтегазовом проекте, возглавляемом 'Exxon Mobil'.

'Поскольку мы соседи, все экономические сферы сотрудничества являются многообещающими', сказал он перед поездкой на нефтедобывающие платформы в океане и на строительную площадку завода по сжижению природного газа. Эти объекты являются частью пакета инвестиций в сырьевой энергетический сектор острова на сумму 22 миллиарда долларов.

Корейская Газовая Корпорация ('Korea Gas Corporation'), являющаяся крупнейшим в мире покупателем сжиженного природного газа, планирует в пятницу пригласить компании к участию в тендере по контракту на 20-летнюю поставку газа, который может стоить 25 миллиардов долларов. Поскольку потребности Южной Кореи в энергии за предстоящие 15 лет могут удвоиться, 'Korea Gas Corporation' вполне может отдать предпочтение Сахалину, находящемуся всего в трех днях морского пути.

'Korea Gas Corporation' и российская газовая компания 'Газпром' этим летом провели переговоры о прокладке трубопровода стоимостью 5 миллиардов долларов, по которому сахалинский газ мог бы поставляться в Корею.

В связи с тем, что к 2020 году потребности в природном газе в Китае могут вырасти в пять раз, достигнув 21 миллиарда кубических метров, крупнейшая государственная компания 'Sinopec' в прошлом году три раза посылала своих представителей на Сахалин. Ожидается, что вскоре она предложит инвестировать средства в упомянутый проект, в котором сегодня участвуют 'Shell' и японские компании 'Mitsubishi Corporation' и 'Mitsui & Company'.

'А почему бы и не Китай, который находится так близко и испытывает огромные потребности в энергетическом сырье?' - задал во время интервью риторический вопрос российский посол в Японии Лосюков, отметя в сторону подозрения в том, что Москва может наложить вето на крупные китайские инвестиции в энергетическую сферу.

Посол, ранее бывший заместителем министра иностранных дел по азиатско-тихоокеанскому региону, является старшим дипломатическим представителем России в Северной Азии. С момента своего прибытия в Японию весной прошлого года он играет роль арбитра в борьбе стран за российские нефть и газ.

Отвечая на вопрос о росте конкуренции между экономическими титанами региона, Японией и Китаем, в борьбе за ресурсы, он сказал: 'Япония и Китай являются самыми перспективными нашими партнерами в области энергетики. В такого рода конкуренции мы не встаем ни на чью сторону'.

Однако многие эксперты по нефти считают, что гонка за ресурсы только начинается.

'Конкуренция в борьбе за энергетическое сырье, в особенности за нефть, между Китаем и Японией в мировом масштабе является неизбежной, - написал в прошлом месяце в китайском государственном издании 'The China Daily' комментатор Зянг Кекси (Zhang Kexi), - похоже, что Китай и Япония станут вечными конкурентами в глобальной энергетической конкуренции. Это подтверждается непрекращающимся спором между двумя странами относительно маршрута пролегания трубопровода'.

И действительно, похоже, что Китай проиграл один раунд боя за крупный нефтепровод. Россия намерена построить нефтепровод до своего тихоокеанского побережья, чтобы экспортировать восточносибирскую нефть. Опасаясь, что, проложив нефтепровод в Китай, Россия окажется заложником своего единственного в этом случае покупателя, Москва намерена доставлять нефть до своего тихоокеанского порта Находка, откуда ее можно экспортировать на самые разные рынки, включая США. Администрация Буша поддерживает такой подход, поскольку Восточная Сибирь может стать новым источником поставок нефти на американское Западное побережье.

'Проект в целом находится на завершающем этапе подготовки, - сказал российский посол, имея в виду нефтепровод длиной 4 500 километров и стоимостью 12 миллиардов долларов, который будет проходить по Японскому морю и прокладка которого будет осуществляться в основном за счет Японии, - окончательное решение будет объявлено в начале осени, возможно, в сентябре или октябре'.

Поставки нефти из Перевозной, с терминала вблизи Находки, должны начаться в 2006 году, на четыре года раньше, чем планировалось прежде. Такое заявление в прошлом месяце сделал представитель государственной российской компании по транспортировке нефти 'Транснефть'. В следующем году вблизи озера Байкал должны начаться работы по строительству первых 900 километров нефтепровода.

Тем временем, чтобы помочь наполнять свою трубу нефтью, этим летом Япония предоставила России аванс в 75 миллионов долларов для оценки нефтяных месторождений вдоль железной дороги.

Чтобы ускорить доставку нефти до потребителя, пока идет строительство трубопровода, президент 'Российских Железных Дорог' Геннадий Фадеев объявил в июле о планах модернизации Транссибирской железнодорожной магистрали в объеме 140 миллионов долларов. По этой дороге нефть перевозится от конца существующего нефтепровода до терминала в Перевозной, на побережье Тихого океана.

Япония и Южная Корея, находящиеся на равном удалении от Владивостока, весь объем потребляемой нефти импортируют, главным образом, с Ближнего Востока. Китай, находящийся немного дальше, в последние годы прекратил экспорт нефти и превратился во второго в мире импортера нефти после Соединенных Штатов. К 2020 году Китай будет импортировать половину потребляемой нефти.

Следующим летом компания 'Exxon Mobil' планирует начать добычу нефти на шельфовом месторождении недалеко от Сахалина. Объем добычи в среднем должен составить 250 000 баррелей в день, то есть 3 процента от общероссийского.