Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
'Сибирская корона' западного производства

Иностранные концерны завоевывают российские рынки пива и сигарет - в российских руках остался только один табачный концерн

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Несмотря на то, что угроза банкротства нефтяной компании 'Юкос' может отравить инвестиционный климат в России и опасность возврата к государственной экономике, зарубежные транснациональные компании не собираются уходить с миллиардных рынков России - рынков пива и сигарет. Их доля на рынке сигарет составляет 90%, на рынке пива - 66%. Речь идет о годовом обороте примерно в 10 миллиардов евро

Москва. Несмотря на то, что угроза банкротства нефтяной компании 'Юкос' может отравить инвестиционный климат в России и опасность возврата к государственной экономике, зарубежные транснациональные компании не собираются уходить с миллиардных рынков России - рынков пива и сигарет. Их доля на рынке сигарет составляет 90%, на рынке пива - 66%. Речь идет о годовом обороте примерно в 10 миллиардов евро.

Последним, кто пришел на российский рынок был французский табачный концерн Altadis: за 147 миллионов евро он приобрел 80,5 % акций российского производителя сигарет 'Балкан Стар'. Оставшиеся акции должны стоить, по оценке, примерно 35 миллионов евро. Голландский пивоваренный концерн Heineken купил примерно за 80 миллионов евро российский пивной холдинг 'Цепко' с его двумя пивоваренными заводами. Бельгийская фирма Interbrew выложила целых 530 миллионов евро, чтобы приобрести 75% крупнейшего российского пивного концерна Sun Interbrew.

Именно инвестиции бельгийцев наглядно показали, что зарубежные транснациональные компании закрепились на рынке пива и сигарет. Фирма Alfa-Eko, принадлежащая тесно связанному с Кремлем олигарху Михаилу Фридману, приобрела акции предприятия Sun Interbrew, очевидно планируя затем поглотить весь холдинг. Но бельгийцы опередили олигарха.

В России, стране водки, пиво пошло в наступление. На российском рынке пива в прошлом году оборот составил 2,5 миллиарда евро. Больше пива, чем в России, пьют только в Китае, США, Германии и Бразилии. Чтобы притормозить потребление алкоголя подростками, в России приняты жесткие ограничения на рекламу пива - на телевидении не разрешено транслировать ее с 7 до 22 часов. До сих пор пиво рекламировалось, прежде всего, как культовый напиток для молодежи.

Что касается табачного рынка, то Россия занимает четвертое место после Китая, США и Японии. В 2003 г. было продано сигарет на сумму 8 миллиардов евро. Темпы роста, как по пиву, так и сигаретам лежат исчисляются двузначными цифрами.

После 1998 г., когда России пришлось девальвировать рубль, и импортные товары стали слишком дорогими, крупные концерны устремились в Россию и стали покупать предприятия пивной и сигаретной отрасли.

Транснациональные компании - Philipp Morris, BAT, Gallaher, Imperial Tobacco и Japan Tobacco International - своими марками давно уже вытеснили отечественных производителей.

В пивной отрасли тон задают такие концерны, как Carlsberg, Interbrew, Heineken, Efes и Miller. Только московский завод 'Очаково' и фирма 'Красный Восток' сопротивляются иностранной конкуренции. Даже патриотически настроенные потребители часто не знают, что покупают иностранную продукцию. У транснациональных концернов в ассортименте такие марки, как 'Союз-Аполло', 'Петр I', 'Сибирская корона' и 'Волга'. Иностранные концерны инвестируют в те отрасли, которые не рассматриваются Кремлем как стратегические. В то время как президент Владимир Путин постоянно расширяет государственное влияние на сырьевой сектор, пиво и сигареты считаются слишком незначительными. В этой связи в своем последнем отчете по России Всемирный банк ведет речь о 'рыночных нишах'.

Депутат Думы Иван Саввиди является главой единственной, оставшейся в российском владении табачной фабрики 'Донской табак'. 'Мне приходили десятки предложений продать мое предприятие иностранцам', - говорит он. - Я мог подписать в любой момент. Но продать мой завод все равно, что продать себя самого'. В боевом настрое Саввиди сомневается газета 'Коммерсант'. 'В отрасли нет никаких сомнений, что 'Донской табак' будет куплен'.