Когда империя отражает нападение, обычно проливается кровь. В 'Ночном дозоре' она льется непрерывным потоком - таков ответ московского кинематографа Голливуду. 'Ночной дозор' должен был стать первым российским блокбастером, и он им стал. С начала выхода кинофильма в кинопрокат 8 июля этого года фильм посмотрели более 4 миллионов российских зрителей, кассовые сборы составили почти 16 миллионов долларов - это фантастические цифры для российского кинематографа. Отсняв первую часть своей трилогии в жанре фэнтези, режиссер Тимур Бекмамбетов создал фильм, добившийся наибольшего коммерческого успеха за всю историю отечественного кино, а главное - это первый российский фильм, сумевший побить рекорд 'Властелина колец' по количеству посмотревших его зрителей.

В основу сценария положен популярный в России роман психиатра Сергея Лукьяненко. В фильме Бекмамбетова на улицах Москвы сталкиваются светлые и темные силы, добро и зло продолжают свою вечную борьбу. Российская столица служит неплохими кулисами для фильма ужасов о вампирах. А там, где материал не дает достаточного напряжения, на помощь приходят темп и спецэффекты. Удивительно, что именно они вызвали бурю восторгов и национальной гордости среди поклонников кино - это все равно что России попытаться победить США в области американского футбола. Сенсацией фильма стали не оригинальные операторские приемы, а именно резкий отход от традиционного русского кино.

Как считает киновед Даниил Дондурей, в России сейчас фактически существует два народа - 'постсоветский' и 'пробуржуазный'. Первый - потерянный народ для кино, который отдал себя на откуп телесериалам, а вот второй - молодой и прозападно настроенный - как раз и заполняет кинозалы 600 кинотеатров страны. По оценке Дондурея, этот пласт кинозрителей составляет не менее 4 миллионов. До недавнего времени он, как и во всем мире, был полностью предоставлен зарубежному кино - фэнтези и экшенс. 'Ночной дозор' - первый отечественный фильм, завоевавший этот зрительский рынок и проигнорировавший остальное население страны.

Такой успех пришел к Бекмамбетову, сделавшему себе имя в Москве в дикие 90-е годы на поприще кинорекламы, после удачно проведенного маркетинга. Ни один российский фильм не занимался такими мощными предварительными исследованиями.

Первый канал телевидения выступил в роли сопродюссера с именем, он непрестанно крутил рекламу во время телепередач и в промежутках между ними. Говорят, что половина бюджета ушла на рекламную кампанию. Примитивный продакт плейсмент, обильный мерчандайзинг и активное продвижение продукта на электронных носителях способствовали тому, что капиталовложения окупились, а это и было конечной целью. 'Мы создали не кино, а индустрию', - говорит Бекмамбетов. Продолжение, 'Ночной дозор-2', Бекмамбетов уже отснял, и в январе фильм выйдет в российский кинопрокат.