Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Чеченские избиратели выбирают кремлевского кандидата

Многие считают выборы возможностью для Кремля восстановить ход преобразований в Чечне и обеспечить поддержку своей политике в регионе тем, что управление республикой будет передано местным ставленникам Москвы. Пока что эта политика буксует.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Меры безопасности усилены беспрецедентно, и в столице почти не видно самих избирателей - так российская республика Чечня в воскресенье выбирала себе нового президента взамен убитого. Хотя на вечер воскресенья победитель назван еще не был, все указывает на то, что выборы выиграет действующий министр внутренних дел республики генерал-майор Алу Алханов, кандидатуру которого поддерживает Кремль и одобряет президент России Владимир В. Путин.

Меры безопасности усилены беспрецедентно, и в столице почти не видно самих избирателей - так российская республика Чечня в воскресенье выбирала себе нового президента взамен убитого.

Хотя на вечер воскресенья победитель назван еще не был, все указывает на то, что выборы выиграет действующий министр внутренних дел республики генерал-майор Алу Алханов, кандидатуру которого поддерживает Кремль и одобряет президент России Владимир В. Путин.

По сообщениям российских информационных агентств, предварительные результаты подсчета голосов показывают, что генерал Алханов идет впереди со значительным отрывом от конкурентов.

Ни на одном из четырех избирательных участков, которые разрешили посетить иностранным журналистам, причем постоянно в сопровождении российских солдат и чеченских охранников, не удалось обнаружить ни одного избирателя, который сказал бы, что он голосовал за кого-либо из шести остальных кандидатов.

- Мы голосовали за Алханова, - сказала 34-летняя Ханифа Изаева от лица группы из восьми женщин, которых власти представили как группу избирателей из села Алпатово, - надеемся, что он принесет нам мир.

Предыдущий президент Чечни Ахмад Кадыров был избран на свой пост прошлой осенью - причем у многих тогда были сомнения в справедливости выборов - а в мае стал жертвой террористического взрыва.

Нового президента ждет незавидная участь - ему предстоит избавить Чечню от уже второй по счету войны с момента распада Советского Союза, прекратить постоянное насилие и политический хаос. Кроме того, боевики уже публично угрожали убить любого, кто выиграет выборы.

- Неважно, кого выберет Путин, - сказал в июльском обращении бывший чеченский президент, а сейчас лидер боевиков, Аслан Масхадов, - рука воина достанет его, это просто вопрос времени. Бог отмерил каждому на земле свой срок.

Многие считают выборы возможностью для Кремля восстановить ход преобразований в Чечне и обеспечить поддержку своей политике в регионе тем, что управление республикой будет передано местным ставленникам Москвы. Пока что эта политика буксует. Перестрелки и взрывы в Грозном случаются практически ежедневно, а горные районы, граничащие с Грузией, кишат мятежниками.

Со дня смерти Ахмада Кадырова боевики уже провели несколько успешных акций, включая широкомасштабную операцию в соседней Ингушетии в июне, в результате которой погибли около ста человек, и еще один рейд в Грозном 21 августа. Кроме того, им приписывают ответственность за крушение двух российских авиалайнеров на прошлой неделе. Тогда жертвами катастрофы стали 89 человек.

Хотя кое-что все же указывает на то, что восстановление Чечни не прекращается - заново положили асфальт на дороге, ведущей из Грозного к северной границе, подремонтировали и покрасили знак "Добро пожаловать в Грозный" на южной границе города, появились новые заправочные станции, - республика все еще находится в состоянии оккупации и связанного с ней хаоса.

Кремль и чеченские власти много говорят о том, что количество боевиков неуклонно снижается, но их самоуверенные слова полностью опровергаются тем, какие масштабные меры безопасности были приняты на этой неделе. На каждом избирательном участке было по меньшей мере по двенадцать солдат с автоматами; город превратился в сплошной лабиринт блок-постов; повсюду расставлены российские танки.

В воскресенье нормальной жизни в Грозном было просто не видно. На улицах были только люди с оружием.

Сообщений о каких-либо серьезных инцидентах не поступало. Только на одном из избирательных участков на собственной небольшой бомбе взорвался мужчина, который убегал от участка, преследуемый солдатами из охраны. По словам водителя "скорой помощи", приехавшей на место происшествия, Вахида Габатаева, больше никто не пострадал.

В час дня, сразу после того, как примерно в четырехстах метров от группы журналистов завязалась перестрелка, российские сопровождающие сказали, что поездка окончена, и отвезли журналистов на базу российской армии, где те провели ночь.

Журналисты вряд ли увидели бы именно то, что увидели, если бы Москва нормально продумала свое показательное выступление на демократическую тему.

Многое из того, что им показали - если не считать квартала за кварталом без единой живой души - оставляло впечатление декораций к плохому спектаклю.

В селении Алпатово на избирательном участке специально к приезду журналистов собрали толпу жителей, которые все разом тронулись голосовать, как только те приехали. По меньшей мере один человек передал свой бюллетень другому, который и поставил галочку в квадрате напротив фамилии Алханова.

В Грозном журналисты посетили Октябрьский район, в котором, по словам секретаря избирательной комиссии, к тому моменту уже проголосовали 1956 избирателей. На тот момент времени это означало, что они шли потоком по 180 человек в час. Однако за те сорок минут, что журналисты оставались на участке, пришло меньше десятка избирателей, и в списках, в которых должен расписываться каждый, кто взял свой бюллетень, почти не было подписей - то есть людей проголосовало совсем мало.

Согласно сообщению агентства РИА "Новости", по всей республике официально на избирательные участки пришло 79 процентов жителей, имеющих право голоса. Не похоже, учитывая то, сколько народу было на улицах.

В станице Савельевская избирателей было еще меньше, но вот подъехали российские солдаты с металлоискателем - смотреть, нет ли заложенных бомб - и ротвейлером, которому приказали искать взрывчатку. Солдаты завели собаку внутрь избирательного участка, где она тщательно прошлась носом по занавескам в кабинки для голосования, двум картонным избирательным урнам и цветочным горшкам.

Сотрудники участка включили кассету, и в комнате заиграла чеченская музыка. Избиратель Ваха Юносканов и член комиссии Мария Магомедова закружились в танце. Они сказали, что танцуют, потому что очень рады.

Юносканов, когда его через несколько минут спросили, будет ли кто-нибудь из деревни голосовать не за генерала Алханова, ответил "нет", но Магомедова тут же поправила его.

- Нет, будет кое-кто, - твердо заявила она, а Ваха Юносканов закивал, видимо, почуяв, куда ветер дует, - У нас демократические, свободные, честные выборы, - а мужчина все кивал, соглашаясь.