Предложения российского лидера приведут к концентрации власти, что вызывает у критиков беспокойство

Назвав это реакцией на недавнюю волну кровавых терактов в России, президент Владимир Путин предложил осуществить масштабные изменения в политической системе, которые приведут к укреплению его личной власти и позволят обуздать последних независимых политиков в стране.

Выступая на специальном заседании правительства с участием региональных лидеров, г-н Путин призвал отказаться от прямых выборов руководителей 89 субъектов федерации. Вместо этого, он хочет сам представлять их кандидатуры на утверждение региональных законодательных собраний. Кроме того, он выступил за отмену выборов по одномандатным округам, на которых формируется половина состава Думы - нижней палаты российского парламента, состоящей из 450 человек - и от которых в парламент проходят практически все оппозиционно настроенные депутаты. Вместо этого выборы в Думу должны проходить только по общенациональным партийным спискам.

Инициативы г-на Путина вызвали у критиков режима - и даже у союзников вроде США, которые надеются укрепить связи с Россией в борьбе с терроризмом, но по ряду вопросов проявляют настороженность - опасения, что эти меры по восстановлению власти Кремля ведут страну к авторитаризму советского образца. В случае их одобрения парламентом, где преобладают сторонники Кремля, эти предложения приведут к самой масштабной перестройке российской политической системы за все четыре с лишним года, что Путин занимает пост президента.

Кроме того, они продолжат серию шагов, предпринятых им с целью подрыва конкурирующих центров политического влияния и ликвидации ограничений власти Кремля, введенных после распада СССР в 1991 г. Г-н Путин уже поставил под жесткий государственный контроль общенациональные телеканалы, разгромил оппозиционные партии, ослабил верхнюю палату парламента и подверг репрессиям деловых магнатов, проявлявших политические амбиции.

Г-н Путин не мог не среагировать на недавние нападения террористов, требующих предоставления независимости Чеченской республике, особенно захват школы в Беслане две недели назад, в результате которого погибло более 300 человек, в том числе много детей. После этого теракта г-н Путин заявил, что государство оказалось не в состоянии защитить граждан, и призвал выработать новые подходы к деятельности правоохранительных органов, которые, по его словам, парализованы коррупцией.

Однако, как указывают критики, вчерашние инициативы в основном касаются региональных губернаторов и парламента, а не российской полиции и разведслужб, печально известных своей неэффективностью.

'Это все равно как если бы Буш после 11 сентября заявил, что отныне губернаторов будут избирать законодательные собрания штатов, а не народ, - отмечает Владимир Рыжков, один из немногих оппозиционеров, сохранивших кресла в парламенте после полной победы поддерживаемых Кремлем партий на прошлогодних выборах. - Какое это имеет отношение к борьбе с терроризмом? Путин использует эти теракты для удушения демократии и укрепления личной власти'.

Предложения Путина вызвали явное разочарование у администрации Буша, надеявшейся, что после последних столкновений России с террористами - особенно нападения на Беслан, потрясшего и ужаснувшего всю страну - Путин проявит больше готовности к сотрудничеству по целому ряду политических вопросов, связанных с борьбой против терроризма.

Американская сторона думала о расширении сотрудничества - от создания более эффективного механизма по ограничению финансирования террористических организаций и торговли военными технологиями до совместного обучения сил безопасности центральноазиатских государств методам контртеррористической борьбы: по словам представителей американских властей, эти идеи выдвигались и раньше, но встречали подозрительное отношение. Возможно, когда заместитель советника по национальной безопасности Стивен Хэдли (Stephen Hadley), прибудет с визитом в Россию в конце сентября, эти планы будут снова поставлены на обсуждение.

Надежды на сотрудничество сохраняются, но если путинская реструктуризация приобретет чересчур жесткий или масштабный характер, администрации Буша будет труднее объединить с ним усилия. По словам одного высокопоставленного американского чиновника, вчерашние инициативы г-на Путина порождают серьезные сомнения в 'его понимании' того, что именно в России требует исправления. Этот же чиновник выразил озабоченность в связи с тем, что в России, судя по всему, начинается новое наступление на демократию. 'Если вас беспокоит угроза терроризма и единство государства, нужно улучшать деятельность государственных институтов, а не усиливать авторитаризм', - заявил он.

Однако, добавил он, США не заинтересованы в публичной ссоре с обидчивым г-ном Путиным - это может быть контрпродуктивно. До сих пор США лишь приглушенно критиковали действия российского лидера по усилению авторитарной власти.

Действительно, в условиях войны против терроризма, которую ведут сами Соединенные Штаты, этот вопрос приобретает довольно деликатный характер. Г-н Путин всячески подчеркивает связь чеченских террористов, обвиняемых в недавних нападениях, с международными исламскими террористическими группировками вроде 'Аль-Каиды'. По словам официальных лиц на Западе, эти связи, возможно, не столь прочны, как их изображает Кремль; они считают главной движущей силой террора в стране жестокую десятилетнюю войну, которую Россия ведет в Чечне. На прошлой неделе Путин гневно отреагировал на призывы американцев и европейцев начать переговоры с умеренными чеченскими группировками.

Предложенные г-ном Путиным перемены представляют собой первую официальную реакцию его администрации на недавнюю волну терактов. За неделю до захвата школы в Беслане террористки-смертницы взорвали в воздухе два авиалайнера и бомбу в центре Москвы: их жертвами стали 100 человек.

Предупредив, что на карту поставлено будущее России, г-н Путин заявил, что перестройка необходима для 'укрепления единства страны и предотвращения кризисов'.

Позднее в тот же день г-н Путин подписал указ, дав правительству две недели на разработку новых планов действий в чрезвычайных ситуациях общенационального масштаба и месяц на подготовку 'адекватных мер по предупреждению и предотвращению терроризма в любой форме'. Кроме того, г-н Путин предложил создать новое ведомство по борьбе с терроризмом. Однако официальные лица не сообщают никаких деталей о будущем ведомстве, а предпринимавшиеся в прошлом попытки консолидации разведывательных и правоохранительных органов порождают опасения, что это может привести к восстановлению КГБ, разукрупненного в начале 1990х гг. на несколько отдельных служб, чтобы помешать ему вновь обрести то огромное влияние, которым Комитет пользовался в советские времена.

Некоторые россияне утверждают, что г-н Путин, бывший шпион из КГБ, слишком зависит от поддержки органов госбезопасности, и потому не способен заняться их серьезным реформированием. 'Путин никогда не накажет сотрудников правоохранительных органов за подобные кризисы, потому что они - его главная опора, - утверждает Игорь Бунин, сотрудник московской аналитической организации Центр политических технологий. - После каждого кризиса он возлагает вину не на милицию, армию или разведслужбы, а на институты, созданные в ельцинскую эпоху. Теперь пришла очередь губернаторов'.

Г-н Путин заявил, что к концу года официально внесет свои предложения в парламент, где прокремлевская партия имеет подавляющее большинство, и что они не потребуют изменения российской конституции. Меняя процедуру выборов региональных губернаторов, г-н Путин вновь стремится решить проблему независимости этих чиновников, с которыми у него временами возникают острые разногласия. 'Губернаторы были последним бастионом автономной политической власти, - отмечает Майкл Макфол (Michael McFaul), специалист по России из вашингтонского Гуверовского института. - Кроме них, никого не осталось'.

Изменения в системе парламентских выборов предусматривают ликвидацию одномандатных округов, от которых в настоящее время избирается половина из 450 депутатов нижней палаты: теперь все места в ней будут занимать представители общенациональных политических партий на пропорциональной основе - в зависимости от количества поданных за них голосов. На прошлогодних выборах одномандатные округа стали единственной возможностью пройти в парламент для многих оппозиционных политиков, поскольку подавляющее большинство мест по партийным спискам получила прокремлевская партия, пользовавшаяся мощной поддержкой со стороны государственного телевидения и правительства.

По словам г-на Путина, предлагаемые меры будут способствовать укреплению слабых политических партий в России и объединению общества в борьбе с террором.

Хотя он и ранее вносил изменения в некоторые элементы российской политической системы, г-ну Путину не удалось добиться значительных успехов в улучшении работы ведомств, связанных с национальной безопасностью страны. Он пришел к власти, обещая разгромить мятежников в Чечне, но война затягивается, чеченские боевики все чаще прибегают к террору на территории России, а правоохранительные органы оказались не в состоянии вести с ними эффективную борьбу.

Другие меры, объявленные вчера, говорят о приоритетном значении, которое Кремль сегодня придает Северному Кавказу - неспокойному полиэтническому региону, где находятся как Чечня, так и Беслан. Г-н Путин заявил, что назначает ответственным за этот регион Дмитрия Козака - одного из членов его 'избранного круга' и главного координатора реформаторской деятельности правительства. В качестве полномочного представителя президента на юге России он возглавит вновь создаваемую комиссию, призванную 'запустить' экономику на Северном Кавказе, который г-н Путин охарактеризовал не только как 'жертву', но и как 'плацдарм' для террора.

Новое назначение г-на Козака стало и проявлением одной из главных проблем, с которыми сталкивается г-н Путин - нехватку способных управленцев, которым президент мог бы доверять. По мнению аналитиков, его уход из правительства нанесет ущерб деятельности кабинета, уже ослабленного внутренними распрями между либералами и бюрократами, главным представителем которых является сверхосторожный премьер-министр Михаил Фрадков.

Вчера вечером должностные лица в США еще анализировали предпринятые российским лидером шаги и взвешивали возможные варианты реакции. Они по-прежнему надеются использовать обстановку нынешнего кризиса в связи террором в России для укрепления сотрудничества с Москвой. В воскресенье президент Буш посетил российское посольство в Вашингтоне, чтобы лично выразить соболезнования, и заявил о поддержке г-на Путина: 'Соединенные Штаты стоят плечом к плечу с Россией в нашей борьбе с терроризмом'.

Однако при всех разговорах о расширении сотрудничества Белый Дом довольно сдержанно относится к поддержке России по ряду главных вопросов, связанных с терроризмом. Особо следует отметить тот факт, что он не особенно стремится наращивать усилия или увеличивать финансирование в рамках программ по обеспечению безопасности имеющихся в России ядерных материалов - кандидат от демократической партии Джон Керри (John Kerry) неоднократно поднимал этот вопрос в ходе предвыборной кампании. 'Россия - одна из немногих стран, где есть реальные, 'живые' террористы и реальное оружие массового поражения, - отмечает г-н Макфол из Гуверовского института. - Этот вопрос не стал главным приоритетом даже после 11 сентября'.

Официальные власти США не были предупреждены заранее о новых шагах, предпринимаемых российским президентом. На прошлой неделе советник президента по национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleezza Rice), министр обороны Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) и госсекретарь Колин Пауэлл (Colin Powell) имели беседы с российскими коллегами по поводу теракта в Беслане. По словам одного высокопоставленного чиновника, эти дискуссии 'были выражением солидарности', и российская сторона ни словом не упомянула о радикальных политических изменениях, предлагаемых г-ном Путиным.

На прошлой неделе некоторые официальные лица в США утверждали, что г-н Путин может использовать ужасные события в Беслане для оправдания дальнейшего ужесточения авторитаризма. Однако непосредственной причиной их озабоченности, судя по всему, послужили заявления российской стороны о возможности превентивных ударов, и в особенности тот факт, что Москва может 'позаимствовать' доктрину превентивных действий президента Буша, чтобы оправдать восстановление военного контроля над соседними регионами, где имеются многочисленные русскоязычные общины.