Немало говорилось о том, что в глобализации нет ничего нового, и мы просто вернулись к более либеральному режиму, существовавшему до 1914 г. Однако угрозы, сделанные российским министром энергетики в адрес совместного предприятия "Бритиш Петролеум" с компанией ТНК, напоминают об одном существенном отличии. Сегодня движение капитала не осуществляется в рамках "Pax Britannica". В тех странах, где демократия слаба или отсутствует, где неэффективны права собственности, возвращение капитала будет настолько же обусловлено реальной политикой, насколько экономикой.

Пять лет назад считалось, что риск для внутренних российских инвесторов связан, в основном, с недостаточно эффективным корпоративным управлением. Многие совместные предприятия были разворованы. Сегодня, в свете атаки правительства Путина на нефтяную компанию "ЮКОС", на первый план вышел политический риск. Разумеется, у BP достаточный опыт работы с трудными странами. Но проблема шире. Рынок энергии таков, что развитые страны вынуждены становиться все более зависимыми от очень капризных режимов.

Как это бывает, глобализация создает очень странных партнеров. Через портфельные потоки капиталов государственная казна Китая восполняет бюджетный дефицит США для ведения войны в Ираке. После азиатского кризиса 1997 г. потоки чистой наличности начали перетекать из развивающихся стран в США, самую богатую страну мира, что странно и несправедливо. А, что касается прямых иностранных инвестиций в неэнергетическом секторе, то большая их доля приходится на такие страны со слабыми правами собственности, как Китай, и где прибыль от капитала зависит от воли политиков и бюрократов, как в России.

Можно сделать вывод о том, что рост экономической взаимозависимости вряд ли будет мягким поступательным процессом. Возврат к протекционизму в масштабе 1930-х гг. кажется мне маловероятным. Но будут иметь место отдельные всплески протекционизма и спорадическое снижение доверия инвесторов, причем немалая часть развивающегося мира превратится в гетто глобализации и зону, закрытую для прямых иностранных инвестиций.