Москва, 23 сентября (ЮПИ). В программе визита в Москву премьер-министра Госсовета КНР Вен Джибао вопрос о поставках российской нефти для испытывающей огромную потребность в энергоносителях экономики Китая стоит на первом месте. В ходе своего визита Вен Джибао попытается добиться гарантий продолжения поставок нефти нефтяным гигантом 'Юкосом', ввергнутым в затяжной конфликт с государством. Одной из целей визита китайского премьера будет также задача укрепить долгосрочное сотрудничество с Россией в области энергетики. Можно практически с полной уверенностью утверждать, что ему удастся решить первую задачу, что касается второй - то эта цель, скорее всего, также будет успешно достигнута.

Визит Вен Джибао в Москву планировался как саммит с насыщенной повесткой дня, в ходе которого ему предстояли встречи с российским коллегой премьер-министром РФ Михаилом Фрадковым. В программу визита китайского премьера были включены вопросы международной безопасности, усиления взаимодействия между странами-членами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию, а также налаживание долгосрочного сотрудничества в области энергетики. Однако проблемы, вызванные продолжающимися нападками российских властей на самую крупную национальную нефтяную компанию 'Юкос', обеспечивающую 20% общего объема добываемой в стране нефти, выдвинулись на центральное место среди всего комплекса обсуждаемых сторонами вопросов.

За три дня до прибытия г-на Вен Джибао в Москву находящийся на грани банкротства из-за огромной налоговой задолженности 'Юкос' заявил, что компания вынуждена значительно сократить поставки нефти китайской 'Национальной нефтяной компании'. Нефтяной экспорт 'Юкоса' в КНР, осуществляемый по железной дороге, покрывает приблизительно 7 % от общего объема потребления нефти в Китае, составляющего, по некоторым оценкам, порядка 400 тыс. метрических тонн в сутки. Кроме всего прочего НК 'Юкос' для Китая является единственным поставщиком российской нефти.

Таким образом, в силу сложившихся обстоятельств как Вен Джибао, так и Фрадков вынуждены вместо рассмотрения планов сотрудничества в будущем сконцентрировать свое внимание сугубо на проблемах текущего момента. Хотя, строго говоря, особой необходимости в этом не было. Как сообщили в прошлом месяце в министерстве путей сообщения РФ, китайские власти заверили, что оплатят стоимость железнодорожной транспортировки нефти, поставляемой в КНР 'Юкосом' в том случае, если компания окажется в безвыходном финансовом положении.

Министр путей сообщения РФ Геннадий Фадеев подтвердил эту информацию в четверг в Москве после встречи со своим китайским коллегой Лю Жиджуном. Цитата по 'Интерфаксу': 'В связи с определенными трудностями, возникшими у 'Юкоса' в вопросе оплаты транспортных расходов по поставкам нефти в Китай, китайская компания готова оплатить авансом поставки нефти в октябре'. При этом название китайской компании указано не было.

Заявление руководства 'Юкоса' носило явный характер последней и крайней меры в попытке досадить российским властям накануне визита в страну Вен Джибао и окончательного развала самого 'Юкоса'. Эта попытка 'Юкосу' удалась, однако ее последствия привели китайское руководство ко вполне определенному выводу, а именно: работать с частной российской нефтяной компанией нежелательно, а вот работать с российским государством наоборот - желательно. Именно тесное и надежное сотрудничество с российским государством в деле обеспечения потребностей КНР в энергоносителях - та задача, которую Вен Джибао надеется решить в ходе своего визита.

Китай уже не первый раз обжигается на 'Юкосе'. В марте руководство 'Юкоса' объявило о планах увеличения железнодорожных поставок нефти в Китай после того, как российские власти отклонили проект строительства экспортного нефтепровода из Сибири в Китай стоимостью 2,8 млрд. долларов. Учитывая постигшие компанию и длящиеся уже год судебные и фискальные неурядицы, вряд ли 'Юкос' мог реально выполнить подобные обещания - и Кремль к этому приложил руку.

Главной целью визита Вена является продвижение идеи строительства нового российско-китайского нефтепровода стоимостью 18 млрд. долларов с тем, чтобы к 2006 г. поставки российской нефти составили 15 млн. тонн в год, тогда как нынешний ежегодный объем российского нефтяного экспорта в КНР, осуществляемого по железной дороге, не превышает 6,5 млн. тонн. При этом Вен надеется на осуществление еще более масштабных проектов. Перед его отъездом в Москву издающаяся в Гонконге пропекинская газета 'Вен Вей По' сообщала о том, что две страны 'могли бы заключить соглашение о том, что к 2020 г. Китай мог бы инвестировать 12 млрд. долларов в энергетический сектор России и инфраструктуру'.

Китай не одинок в своем стремлении расширить сотрудничество с Россией в энергетической области. За два дня до визита Вена в российскую столицу здесь успел побывать президент Южной Кореи Ро Му Хун, подписавший соглашение в области энергетики на сумму 4 млрд. долларов. Япония также продолжает надеяться на то, что российские власти решат построить нефтепровод для обеспечения потребностей страны восходящего солнца в энергоносителях. Япония готова предоставить России займы в размере 5 млрд. долларов для обеспечения доставки нефти-сырца к побережью Тихого океана.

Ожидается, что Вен вернется на Родину довольный результатами визита. У России и Китая много общих глобальных интересов. При том, что это не обязательно может произойти в ходе данного визита, тем не менее ожидается, что российские власти в скором же времени дадут согласие на строительство предложенного китайской стороной нефтепровода. Долгосрочное сотрудничество в нефтегазовой сфере даст России необходимые рычаги влияния Китай в свете его далеко идущих планов по укреплению своего влияния в Азии, а Россия тем временем получит время для продолжения программы реформирование своей экономики, вооруженных сил и общего переустройства.

Китай также проявляет озабоченность по поводу нестабильности ситуации в Средней Азии. Сегодня руководители стран, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества, членами которой являются Китай, Россия, Киргизстан, Казахстан, Узбекистан и Таджикистан, не только ведут обсуждение вопросов, связанных с проведением совместной политики в области противодействия террору, но также касаются вопросов интеграции экономик стран-членов ШОС; при этом вопросы сотрудничества в области энергетики занимают одно из центральных мест в повестке дня встреч лидеров этих стран.

Россия со своей стороны также не покинет зал переговоров с пустыми руками. Надежды Вена на усиление сотрудничества с Россией в энергетическом секторе подразумевают активную поддержку Пекином вступления России в ВТО. Учитывая стремительный рост экономики КНР, ее поддержка стремления России вступить в ВТО является очень весомым и важным фактором.

Вен начал свой визит в Россию, имея перед собой немало текущих вопросов, требующих срочного решения. 'Юкос' напугал Китай и все мировые рынки энергоресурсов. Однако политическое руководство КНР вынесло из этого для себя урок. Опора Китая на 'Юкос' изначально была ошибочной. Вместе с тем в Китае теперь могут рассчитывать на Кремль в урегулировании сложной ситуации и точном соблюдении принятых обязательств. Таким образом, от ликвидации 'Юкоса' обе стороны - и Москва и Пекин - только выиграют.