Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Путин 'очаровал' Мартина, но у Венедиктова это восторга не вызвало

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После сорокаминутной беседы в прямом эфире с премьер-министром Канады Полом Мартином (Paul Martin), ведущий ток-шоу Алексей Венедиктов не мог скрыть разочарования. Главный редактор задиристой радиостанции 'Эхо Москвы' - одного из последних бастионов свободы печати в путинской России - не первый раз берет интервью у главы государства: в свое время гостями на его программе были Билл Клинтон, Жак Ширак, Герхард Шредер, Михаил Горбачев и другие лидеры

Как и другие западные лидеры, канадский премьер подвергается критике за отказ занять жесткую позицию в отношении России

Москва. - После сорокаминутной беседы в прямом эфире с премьер-министром Канады Полом Мартином (Paul Martin), ведущий ток-шоу Алексей Венедиктов не мог скрыть разочарования.

Главный редактор задиристой радиостанции 'Эхо Москвы' - одного из последних бастионов свободы печати в путинской России - не первый раз берет интервью у главы государства: в свое время гостями на его программе были Билл Клинтон, Жак Ширак, Герхард Шредер, Михаил Горбачев и другие лидеры.

Сегодня, когда Кремль 'закручивает гайки', российские демократы надеются на поддержку Запада, отметил г-н Венедиктов. Однако он посетовал, что, подобно многим другим лидерам, побывавшим в его студии, г-н Мартин уклонился от возможности твердо заявить о своей позиции.

'Всегда одно и то же. Они всегда говорят, что являются партнерами России. По-моему, партнеры должны критиковать негативные черты своих партнеров. А от него я сегодня никакой критики не услышал, - заявил г-н Венедиктов через несколько минут после окончания интервью с премьер-министром. - Я даже не испытал разочарования: я был готов таким его ответам. Они ничем не отличались от ответов Ширака или Шредера'.

В понедельник г-н Мартин сообщил журналистам, что в ходе встречи один на один с российским премьером Михаилом Фрадковым он жестко высказался по таким темам как права человека и подрыв демократии, и выразил готовность повторить эти слова президенту Владимиру Путину. Однако на вчерашних переговорах в Кремле канадский премьер сильно сбавил тон.

Оба лидера подписали заявление, осудив недавний захват заложников в бесланской школе и пообещав развивать сотрудничество в борьбе с терроризмом, 'соблюдая при этом нормы международного права относительно прав человека и прав беженцев'.

Однако в заявлении не упоминалось о войне, которая вот уже пять лет идет в мятежной Чеченской республике, или о выраженной г-ном Мартином озабоченности в связи с мерами Кремля по ограничению личных и политических свобод граждан, а также свободы печати, принятых под предлогом борьбы с терроризмом.

Г-н Мартин утверждает, что обсудил эти вопросы с г-ном Путиным в частном порядке; последний, по его словам, 'признал', что защита прав личности необходима для того, чтобы Россия стала подлинно демократической страной с рыночной экономикой. 'Я считаю. . .его лидером мирового уровня, который точно знает, куда идет, и что нужно сделать, чтобы поддержать свою страну, - заявил позднее г-н Мартин в интервью 'Эху Москвы'. - На основе моих дискуссий с президентом Путиным я с уверенностью могу сказать, что он очень четко осознает необходимость поддержки фундаментальных свобод со стороны государства'.

Г-н Венедиктов посетовал, что г-н Мартин, похоже, был 'очарован' г-ном Путиным и воздержался от жестких высказываний по чувствительным вопросам.

Вчерашняя встреча премьер-министра и президента в беломраморных кремлевских апартаментах продолжалась почти четыре часа: она включала в себя рабочий ланч и обсуждение целого ряда вопросов - от Киотского протокола по глобальным климатическим изменениям и прав государственного суверенитета в Арктике до ограничения рыболовства, а также краткий обмен мнениями о планах Вашингтона по созданию противоракетного 'щита'.

По словам г-на Мартина, г-н Путин поддержал его любимую идею о создании вдобавок к существующей 'большой восьмерке' еще и 'большой двадцатки' с участием лидеров региональных великих держав вроде Китая, Индии, ЮАР и Бразилии.

Поездка носила 'рабочий' характер, и сопровождалась меньшим количеством формальностей по сравнению с государственным визитом в Россию бывшего премьер-министра Канады Жана Кретьена (Jean Cretien) в 2002 г. В понедельник в аэропорту не был выстроен почетный караул, а вчера г-н Путин после совместного с г-ном Мартином заявления о борьбе с терроризмом не стал отвечать на вопросы журналистов, и позднее премьер-министр предстал перед прессой в одиночку.

Г-н Путин назвал Канаду 'важным партнером России на мировой арене', однако заявил о необходимости расширения 'весьма скудного' товарооборота между двумя странами: он составляет всего 700 миллионов долларов в год.

Г-н Мартин удивил некоторых наблюдателей тем, что не стал задавать г-ну Путину вопросов о продолжающейся судебной 'атаке' против нефтяной компании 'ЮКОС', вызывающей тревогу у иностранных инвесторов. Бывший глава компании Михаил Ходорковский уже почти год находится за решеткой по обвинению в уклонении от налогов - многие рассматривают это как наказание за политическое противостояние г-ну Путину. Компанию ждет распродажа по частям, и в этой связи ходят слухи, что ее активы приобретет одна из государственных корпораций, что приведет к фактической ренационализации значительной части российской нефтяной промышленности.

По словам г-на Мартина, вчера этот вопрос просто не поднимался.

'Все это крайне разочаровывает, - заявил Роберт Амстердам (Robert Amsterdam), канадский адвокат г-на Ходорковского. - Своим присутствием здесь премьер-министр Канады способствует очковтирательству, и не только в отношении 'ЮКОСа', но и в отношении реформ [избирательной системы], предпринятых после Беслана'.

Г-н Венедиктов отмечает, что западные лидеры, похоже, не осознают всей серьезности положения, в котором оказались российские демократы. По его словам, г-н Путин, под руководством которого Кремль уже поставил под контроль все общенациональные телеканалы в России, в конце концов скорее всего закроет и его радиостанцию: 'Я четыре года жду, что он закроет 'Эхо Москвы'. Мы к этому готовы. Мы к этому всегда готовы'.