Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Татуировки в России: 'Анкета', нанесенная на тело

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Для российских заключенных татуировки - не просто украшение: со времен ГУЛАГа они представляют собой зашифрованное послание для посвященных, рассказывающее о политических взглядах человека, его статусе в уголовном мире и совершенных преступлениях

Для российских заключенных татуировки - не просто украшение: со времен ГУЛАГа они представляют собой зашифрованное послание для посвященных, рассказывающее о политических взглядах человека, его статусе в уголовном мире и совершенных преступлениях

Я учился на втором курсе Курского мединститута; все было как обычно - лед, метель, пронизывающий холод. Студенты с нетерпением ждали начала занятий по судебной медицине. На улице мороз пробирал до костей, но в морге, казалось, было еще холоднее - особенно нам, пока мы ждали преподавателя в компании трех покойников, лежащих на столах.

За огромными окнами все было белым-бело, как и в самой комнате: белый кафель, белые столы, бледная кожа трупов. Однако один из мертвецов явно отличался от остальных. Он был таким же бледным и холодным, но его тело было почти сплошь покрыто замысловатыми рисунками и надписями, выполненными в основном синей краской. Многообещающее начало, подумал я. И оказался прав. Эти рисунки были ничем иным, как русскими тюремными татуировками: сложными зашифрованными посланиями, способными многое рассказать о человеке, чья жизнь закончилась на столе патологоанатома, тому, кто способен их понять.

Точно не известно, когда возникла традиция тюремных татуировок, но, судя по всему, она берет начало в сталинском ГУЛАГе. После захвата власти большевиками население тюрем резко увеличилось. Заключенные стали использовать символические изображения, чтобы выразить свои политические взгляды, обозначить свое положение в сложной тюремной иерархии, а главное - заявить о своем характере, преступных 'талантах' и планах на будущее.

Татуировщики пользовались у заключенных особым уважением.

Благодаря умению 'записывать' шифрованные послания, они приравнивались чуть ли не к священнослужителям. Просто удивительно, как с помощью самых примитивных инструментов им удавалось создавать высокохудожественные татуировки. Многие детали этого процесса остаются неясными, но кое-что о нем нам известно. Татуировщик использовал гвозди, иглы или более сложные самодельные инструменты. Чтобы получить чернила, заключенные жгли подошвы башмаков и смешивали полученный порошок с собственной мочой, что снижало риск инфекции.

Результат этого мастерства я увидел на столе в морге. Это был мужчина чуть моложе сорока, чье тело с головы до ног было покрыто рисунками и надписями. Сами по себе слова и фразы были просты, но истолковать их подлинное значение было непросто. Изображения церквей, роз и звезд выглядели невинными, но это впечатление было обманчивым: все они имели более глубокий и тайный смысл.

'Шифровальный код' тюремных татуировок оказался даже сложнее, чем первоначально предполагали патологоанатомы - именно они первыми заинтересовались этим явлением. К примеру, важным элементом содержания татуировки является ее расположение на теле. Важен и пол человека, которому сделана татуировка - у мужчин и женщин одни и те же символы имеют совершенно разный смысл. За три года работы в морге мне, с помощью патологоанатома и его помощников, удалось больше узнать о значении символов, то и дело встречавшихся на трупах.

К примеру, на одном из век покойника иногда встречалась надпись 'Не убий', а на другом - 'спящий'.

Разглядывая труп на том первом занятии, я замечал все новые и новые детали. Горло мужчины насквозь пронзал нарисованный кинжал. Как правило, такую татуировку преступник делает не по своей воле - ведь она обозначает насильника - и рисуют ее обычно между лопаток. В данном случае, судя по всему, ее носитель гордился своим прошлым, выставляя совершенное преступление напоказ. Возможно, для него это был знак могущества. Что означает обвившая кинжал колючая проволока, остается неясным. Изображение колючей проволоки на лбу говорит о пожизненном заключении без права помилования.

Среди надписей я разглядел латинское изречение. Такое встречается довольно часто, но скрытого смысла эти надписи, судя по всему, не имеют. (Возможно, они используются, чтобы показать, что их носитель - человек образованный и культурный: особенно это относится к гулаговскому периоду, когда за решетку часто попадали ученые).

Крупное изображение черепа недвусмысленно говорило о том, что его носитель являлся уголовным преступником. Фоном для него служила паутина - этот символ, как правило, используется наркоманами. Надпись над черепом гласила: 'Из ада в рай дороги нет'.

На теле мертвеца были и другие татуировки, в том числе изображения свечи и охотника (их значение неизвестно). Некоторые обозначали его статус в уголовной иерархии. Так, о высоком положении свидетельствовали изображения звезд на коленях: они говорят о том, что человек ни перед кем не преклонит колен. На ступне покойника были изображены две птички, несущие колокол с цифрой '4': это означало, что он был приговорен к четырем годам и отсидел срок 'от звонка до звонка'. Буквы 'ИТК' говорили о том, что срок он отбывал в исправительно-трудовой колонии.

Татуировки и символика этого общества, 'замкнутого' в прямом и переносном смысле, отличается бесконечным разнообразием. Простые россияне, похоже, и понятия не имеют о существовании этой 'тайнописи': все ее хитросплетения известны лишь кучке патологоанатомов. Книг на эту тему опубликовано мало.

После окончания Холодной войны культура тюремных татуировок в России начала испытывать все большее западное влияние. Прежние коды так и не были расшифрованы, а их уже пополняют новые - от кельтской символики до статуи Свободы, что только затрудняет толкование этих тайных посланий. Одним из таких загадочных - и моих любимых - символов является изображение обнаженной женщины и дракона. У 'моего' покойника как раз над плечом этой дамы располагалась ножевая рана, из-за которой он и оказался в анатомическом театре.

Автор выражает особую благодарность Уэйни Скуайеру (Waney Squier), Риите Хейно (Riitta Heino) и Алексу Правде (Alex Pravda)