Москва - В небольшой аптеке на улице, по которой ходят трамваи, Алла Чудновская незаменимый человек для своих клиентов: она знает иврит - язык, который раньше можно было услышать на улицах Москвы не чаще, чем суахили.

Клиентами Аллы Чудновской в районе, прилегающем к ее аптеке, являются в основном израильские бизнесмены, люди, имеющие гражданство других стран, которые преподают в расположенном неподалеку еврейском общинном центре или, как сама Алла, россияне, которые, прожив несколько лет в Израиле, вернулись в Россию, но не хотят забывать иврит.

Комплекс семиэтажных зданий Московского еврейского общинного центра стоимостью 20 миллионов долларов расположен за аптекой и занимает два квартала. В нем расположены кошерный ресторан, фитнес-клуб, библиотека еврейской литературы, компьютерный центр и театр для московских евреев, которых становится все больше, и которые все чаще приходят в центр.

Алла Чудновская, которой сейчас 38 лет, была одной из миллиона евреев, которые иммигрировали из Советского Союза, спасаясь от репрессий и дискриминации в семидесятые, восьмидесятые и начале девяностых годов прошлого века.

Сейчас она вернулась в Москву вместе с 57 тысячами евреев. Их возвращение явственно свидетельствует о возрождении еврейского сообщества в стране, которая исторически, как никакая другая страна мира, отторгала еврейскую религию и культуру. Начиная с 2000 года, число еврейских сообществ в России увеличилось с 87 до 200.

'Эта тенденция набирает силу. Есть признаки того, что все больше и больше людей собираются вернуться', - сказал главный раввин России Берл Лазар.

Алла, которая провела детство в Советском Союзе и не афишировала свою национальность, сейчас водит тринадцатилетнюю дочь в еврейскую школу 'Шабад'. Члены ее семьи начинают следовать некоторым исконным еврейским традициям в своей повседневной жизни. Они соблюдают обычай не работать по субботам и придерживаются кулинарной традиции, именуемой 'Кашрут'. Дочь Аллы носит скромные длинные юбки, а не облегающие джинсы, как большинство девочек-подростков в России.

'Я вернулась домой и увидела здесь еврейский центр. Я увидела, сколько здесь евреев. Никто не показывает на меня пальцем на улице и не говорит: 'Смотри, смотри, русская!', как это часто бывало в Израиле', - говорит Алла Чудновская. 'Я чувствую себя увереннее здесь, будучи еврейкой, чем раньше. В Израиле я была русской. Здесь я могу быть еврейкой'.

Но реакцией на возрождение еврейского сообщества являются антисемитские выступления россиян, которые видят угрозу в укреплении народа, составлявшего когда-то покорное меньшинство.

В январе около своего дома в центре Москвы был зверски избит раввин. А участники недавней манифестации, которая прошла на площади в центре столицы, держали плакаты с надписями: 'Евреи - чума общества, его главный враг' или 'За тех, кто готов сражаться против еврейского ига'.

Президент Владимир Путин выступил с официальными извинениями на церемонии, посвященной годовщине освобождения концлагеря Освенцим. Очевидно, что извинялся он за подобные проявления антисемитизма, которые закончились опубликованием в середине января открытого письма Генеральному прокурору, подписанного группой из 19 радикально настроенных депутатов, которых в Думе становится все больше в результате последних выборов. В письме содержалось требование запретить все еврейские организации в России. Позднее парламент при полном кворуме осудит этот поступок.

'Совсем недавно канцлер Германии сказал, что ему стыдно за прошлое его страны. Но то прошлое. Многие из нас должны стыдиться нашего настоящего. Даже в нашей стране, которая столько сделала для победы над фашизмом, мы видим, к сожалению, проявления, которых мы должны стыдиться', - заявил Владимир Путин.

'Россия всегда будет не только осуждать любые подобные проявления, но и бороться с ними силой закона'.

Россия прошла большой путь со времен Советского Союза с его официальным запретом на религиозные обряды, дискриминацию по национальному признаку при приеме на работу или поступлении в ВУЗы, для избежания которой евреи старались не указывать свою национальность в соответствующей графе внутреннего паспорта. Еще одним доказательством тому стал концерт еврейского исполнителя Ефима Александрова-Зицермана, который состоялся в престижном концертом зале гостиницы 'Россия' месяц назад. При полном аншлаге певец исполнял песни на идише.

'Мы - звено, чья задача - восстановить прерванную традицию. Наши дети и дети наших детей должны знать песни наших бабушек и дедушек', - певец сказал, обращаясь к взволнованным слушателям.

'Тот факт, что такой концерт может состояться в центральном концертом зале России, означает, что в стране существует определенное настроение, и что у нас, евреев, есть сильная поддержка в России', - сказал Михаил Голодный, который занимается строительным бизнесом.

Пятидесятилетний Михаил Голодный иммигрировал в Израиль более десяти лет назад и принял гражданство этой страны. Однако в последние годы он разрывается между делами в Москве и своими домочадцами, которые живут в Израиле и уже обзавелись там работой и друзьями. Семья Михаила не хочет уезжать из Израиля.

Михаил, который получил хорошее образование в России и был вполне преуспевающим инженером, понял, что для того, чтобы найти работу в Израиле, не требуется большой образованности или опыта.

'Думаю, что те, кто вернулся, поняли, что жизнь в Израиле тоже не такая уж безоблачная, - сказал Голодный. - Им казалось, что в Израиле красивая жизнь, а она оказалась намного более прозаичной'.

Алла Чудновская рассказывает, что быстро нашла работу фармацевта в Тель-Авиве, но так и не смогла привыкнуть к этой стране. По сравнению с холодной Россией, в Израиле было 'уж слишком жарко', а на контрасте с Москвой Тель-Авив воспринимался как провинциальный городок, и шутки израильтян ее часто раздражали.

Тель-Авив - город небольшой и, доставив три заказа в разные районы, Чудновская была дома уже к полудню и не знала, чем себя занять.

Тем не менее, 'в течение 11 лет в Израиле я училась. Пребывание там не было напрасным. Я вернулась, чувствуя гордость, что я еврейка', - сказала она. 'Мы с моей дочерью всегда говорим на иврите. Иногда в метро она просит меня помолчать, потому что боится говорить на иврите. Но я несу свое еврейское происхождение с высоко поднятой головой'.

Стоимость и аренда жилья в районе аптеки сильно поднялась, так как евреи стремятся поселиться поближе к общинному центру с его мероприятиями и услугами.

По субботам улицы района заполнены верующими евреями в длинных одеждах, которые идут в синагогу.

Международные еврейские организации, которые имеют сегодня сравнительно свободный доступ в Россию, продолжают бороться с последствиями многих лет репрессий, когда многие евреи вынуждены были скрывать или даже забыть свое происхождение. Еврейское население России - одно из наиболее ассимилированных в мире, утверждает Заместитель директора Американского еврейского распределительного комитета Сэм Эмиел (Sam Amiel).

'Сегодня постсоветская демографическая ситуация такова, что, если вы найдете еврея, женатого на еврейке иди наоборот, то это будет исключением', - сказал он.

Сэм Эмиел удивлен, что российские евреи вообще занимаются общественной деятельностью после десятилетий борьбы за выживание в Советском Союзе.

'Поймите, как глубоко и как крепко они должны были хранить те крупицы знания, которые достались им от прародителей, чтобы пойти в синагогу сегодня'.

'По сути, это чудо наших дней', - сказал заместитель директора.

Двадцатишестилетняя Анна Пуринсон, гинеколог по образованию, которая также занимает должность директора российского Фонда развития общественной жизни еврейского студенчества 'Гиллель', вспоминает, как она жила в Петербурге в семье, члены которой тщательно скрывали, что они верующие.

'Я помню, как отец привел меня в Петербургскую хоральную синагогу. Я была поражена - там было так красиво. Но синагога была пуста, и я спросила, почему мы не ходим сюда регулярно. Папа сказал, что это может быть небезопасно'.

Однако уже в современной более терпимой России прошлый год был отмечен политическими нападками на ряд российских миллиардеров, которых здесь называют олигархами, и которые по национальности - евреи. Среди них - бывший нефтяной магнат и политический оппонент президента Путина Михаил Ходорковский, который сейчас находится в тюрьме по обвинению в мошенничестве и уклонению от уплаты налогов.

В феврале в популярной и во многом оппозиционной передаче по каналу НТВ принял участие бывший космонавт и защитник либеральных свобод Алексей Леонов, а его оппонентом был депутат Госдумы Альберт Макашов, которого часто обвиняют в антисемитских взглядах. Вел программу известный телеведущий Владимир Соловьев, еврей.

Часовая передача потрясла даже ко всему привычную Москву. Макашов говорил о незаконной приватизации промышленных предприятий олигархами. 'Объясните мне, как все богатства страны оказались в руках одной диаспоры!', - возмущался Мокашов под аплодисменты студии.

'Хорошо, я не буду называть их евреями. Я буду называть их юристами или еще как-нибудь. Я говорю о том, что большинство олигархов - это представители одной диаспоры, еврейской: Они украли все, данное нам Богом'.

Некоторые депутаты и другие, подписавшие письмо о закрытии еврейских организаций, позднее из-за шквала критики пошли на попятный. Они заявили, что возражают только против государственного финансирования еврейских школ, где, как они знают, изучаются тексты, в которых говорится о превосходстве еврейской нации над другими.

'Почему наша юридическая система не принимает никаких мер против еврейского экстремизма?', - спросил Николай Леонов, бывший сотрудник КГБ, а ныне член фракции 'Родина', который был одним из тех, кто подписал открытое письмо.

'Дело в том, что наша буржуазия - это не русская буржуазия', - сказал он.

'Попробуйте не платить налоги в Соединенных Штатах. Здесь же вы будете жить припеваючи и назовете это 'оптимизацией налогов', - добавил Леонов.

Он также указал, что именно еврейские олигархи получили главную выгоду от нечестной приватизации и нарушений налогового законодательства.

'Их бы посадили в тюрьму в любой другой стране, но не здесь. Потому что теперь они хозяева'.

Мало кто из еврейских общественных деятелей расценивает последние антисемитские выступления как общую тенденцию. Большинство из них считают, что сегодня как никогда в России созданы условия для развития еврейского общины, и что этот процесс уже необратим. Они указывают на искреннюю решимость российского правительства исправить ошибки прошлого.

Все же они признают, что последние месяцы были довольно тревожными.

'Я считаю, что ситуация ухудшается', - сказал раввин Александр Лакшин, на которого 14 января напали шестеро бандитов, когда он, его товарищ, а с ними двое мальчиков шли по подземному переходу. Когда с залитым кровью лицом он попросил торговцев на рынке вызвать милицию, они отказались.

'Это поразило меня еще больше, чем нападение', - сказал раввин.

'Они мне сказали: 'Выйдите, пожалуйста, а то вы испачкаете прилавок'.

В то же время, милиция уже арестовала трех подозреваемых в нападении, добавил Александр Лакшин. 'Когда в Освенциме Путин говорил о проявлениях антисемитизма в России, он сказал, что многие люди должны стыдиться того, что происходит сегодня. Лично ему стыдиться нечего. Проблема заключается в том, что часть общества пытается найти козла отпущения и для этого упражняется в ксенофобии. В России такое уже бывало'.

Сергей Скорик, молодой физик-программист, который недавно вернулся в Россию после учебы и работы в Лос-Анджелесе и Израиле, сказал, что письмо депутатов Думы -это 'очень типичное и очень старое письмо'. Он считает, что такие письма писались много раз в предыдущие века.

'Этим людям кажется, что они потеряли при перераспределении собственности в девяностые годы между олигархами, которые оказались евреями. Сейчас письма являются для них единственным средством борьбы', - сказал Сергей.

'Это несчастные люди, потому что они одержимы только одной мыслью, что евреи виноваты в их проблемах'.

Сергей Скорик имеет израильское гражданство и даже работает в израильской компьютерной фирме. Однако при устройстве на работу он поставил одно условие - он должен иметь возможность работать на дому в России.

Он купил квартиру в Москве и женился на симпатичной девушке, наполовину еврейке.

'В Израиле я чувствовал себя одиноко, и я думаю, мне было немного скучно. В Израиле справа - море, слева - арабы, и ты чувствуешь ограниченность пространства. В России я привык к большим масштабам. Я скучал по России'.

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Антисемитская фальшивка все еще жива ("The Times", Великобритания)

Дискриминация евреев в России ("The Jerusalem Post", Израиль)

Закат звезды богатых русских евреев ("The Jerusalem Post", Израиль)

Еврейские новости становятся российскими ("The Jerusalem Post", Израиль)

Атавистическое отношение к евреям в России ("The Economist", Великобритания)

Запоздалая реакция ("Haaretz", Израиль)

Путин: речь в Освенциме, и ни слова о евреях ("The Jerusalem Post", Израиль)

Путин: Извините за 'сионистскую' оговорку ("The Jerusalem Post", Израиль)

Где был Бог, когда творилось зло? ("The Wall Street Journal", США)

Кровь Освенцима в венах Израиля ("ABC", Испания)