Саммит между американским президентом Джорджем Бушем и его российским коллегой Владимиром Путиным закончился довольно мирно. Буш сделал акцент на положительной стороне дела, т.е. на более активном сотрудничестве в области ядерной безопасности и борьбе с терроризмом, и отодвинул расхождения по поводу демократии на второй план, тем самым поставив прагматизм выше идеологии. Однако лидерам двух государств так и не удалось составить новую повестку двусторонних отношений, которые в итоге остались напряженными и непоследовательными.

Теперь обеим сторонам предстоит принять важное решение: либо Вашингтон делает выбор в пользу избирательного сотрудничества в областях, отвечающих интересам безопасности США, отделываясь пустыми обещаниями в отношении внутренней российской политики и игнорируя мнение России при принятии международных решений; либо обе страны пытаются сблизить позиции, выработав план совместных действий на международной арене. Если США предпочтет первый вариант, это может иметь плачевные последствия для обеих сторон.

Наиболее болезненный вопрос в отношениях двух стран это отступление Москвы от общепринятых норм демократии. Нечестная избирательная кампания во время парламентских выборов 2003 года; облавы на независимые телеканалы; контроль исполнительной власти над судебной; отмена прямых губернаторских выборов - все эти действия подорвали общедемократическую платформу, лежащую в основе американо-российских отношений. Также вызывают опасения отношения России с Ираном и Сирией.

Но откуда взялись эти спорные вопросы? Главная причина кроется в том, кто окружает президента Путина, а также в отсутствии прозрачности в работе государственной машины и в неспособности власти прислушиваться к мнению общественности и международного сообщества.

Большая часть российской элиты преподносит США в роли некоего монстра с тем, чтобы защитить свои немалые доходы от национализации, а также для того, чтобы 'достичь' (обычно безрезультатно) определенных целей в области внешней политики, как, например, добиться избрания угодного кандидата в президенты на Украине.

Эти так называемые советчики пытаются убедить Путина в том, что США приложили руку ко многим российским проблемам. Версии о 'злых умыслах США' регулярно нашептываются на ухо Путину, и президент постепенно теряет объективность. Именно такое элементарное отсутствие доверия и является причиной наспех достигнутого поверхностного соглашения между президентами во время саммита. Если программа взаимодействия сторон не получит последовательного развития, то сотрудничество России и США вряд ли принесет какие-либо плоды.

Модернизация России невозможна без участия США. В то же время, для Америки вялое взаимодействие с Россией может привести к чрезмерному росту ресурсов США, что, в свою очередь, может обернуться глобальной катастрофой. Рано или поздно, России и США придется действовать сообща. Им необходимо активизировать сотрудничество по таким вопросам, как создание Совета Россия-НАТО и участие России в работе Большой восьмерки, что будет способствовать развитию партнерства и совместной работе.

Администрация Буша должна убедить Путина в своей искренней заинтересованности в стабильной, сильной и единой России. Что касается вопросов внешнеполитического характера, то здесь должно преобладать стремление к стабилизации ситуации и установлению демократических принципов власти на 'Большом' Ближнем Востоке.

Дмитрий Суслов - заместитель директора по исследованиям Совета по внешней и оборонной политике