В отношениях с Россией Соединенным Штатам следует руководствоваться как своими интересами, так и принципами.

США следует учитывать, что, хотя Россия уже и не является сверхдержавой, она остается важным игроком на международной арене. Россия может помешать осуществлению контртеррористической кампании Америки, ее усилиям по недопущению распространения оружия массового уничтожения и ее доступу к недорогим энергоресурсам, а также дестабилизировать ситуацию в Евразии, где Россия сохраняет значительное влияние. Американские принципы требуют того, чтобы Россия придерживалась демократического курса в своей внутренней политике. Как минимум, мы должны избегать действий, которые поддерживали бы российское правительство в его авторитарных устремлениях.

В конечном итоге, американские интересы и принципы не входят в противоречие друг с другом из-за сотрудничества с Россией. Однако с точки зрения тактики осуществления соответствующих целей, между ними могут возникнуть трения. Соединенным Штатам, возможно, придется делать сложный выбор, чтобы не нанести непреднамеренного, но ощутимого ущерба своей безопасности и благосостоянию.

В более широком смысле мы должны помнить, что, хотя США имеют довольно сильное влияние на Россию, оно все же небезгранично. Экономический рост России в последние годы, обусловленный высокими ценами на нефть, говорит о том, что Москва больше не хочет полагаться на иностранные займы. Она даже осуществляет платежи по внешнему долгу раньше срока. Поэтому сейчас сложнее оказывать влияние на внутриполитические решения России, чем это было при Борисе Ельцине, когда страна находилась в зависимости от крупных международных кредитов.

До сих пор администрации Буша удавалось совмещать осуществление жизненно важных интересов Америки с критикой внутриполитических решений российского правительства.

В контртеррористической деятельности и в сфере нераспространения Россия ведет себя не идеально, но сотрудничество с Россией было безусловно полезно для США.

Россия согласилась на размещение американских военных баз в Центральной Азии и предложила неоценимую помощь в разведывательной деятельности во время войны в Афганистане. Россия потребовала, чтобы Иран возвращал использованное ядерное топливо, поставленное Россией. Она также в основном поддержала требования, выдвигаемые США к Северной Корее, а также другие американские инициативы по нераспространению ОМУ.

Во время встречи в Братиславе президент Путин пообещал своему американскому коллеге, что обеспечит более широкий доступ на российские ядерные объекты.

Недавно Россия присоединилась к требованиям США о выводе сирийских войск с территории Ливана.

Было бы большим преувеличением сказать, что внешняя политика России и США полностью совпадают. Но также безответственно было бы не принимать в расчет важные результаты сотрудничества с Россией, которых удалось добиться администрации Буша.

В отношениях России с соседними странами чувствуется ностальгия по своему имперскому прошлому и определенная доза прагматизма, вызванная ограниченностью ее сегодняшних возможностей. На Украине Россия явно зашла слишком далеко в своем стремлении повлиять на ход выборов и поддержать кандидата от правящей верхушки. Тем не менее, Россия, как говорится, только лаяла, но не кусала. Российское правительство не предприняло попытки мобилизовать миллионы русскоязычных граждан Украины и создать 'пятую колонну', тем самым, воспрепятствовав распространению сепаратистских настроений. Как только Виктор Ющенко одержал победу, Москва сделала попытку восстановить отношения с Украиной.

Администрация Буша поступила правильно, выступив против вмешательства России в дела Украины, и преуспела в этом. Американское руководство также поступило мудро, выдвинув сдержанную аргументацию и позволив Украине самой определять остальные аспекты отношений между Россией и США.

Что касается внутренней политики России, в ней прослеживается четкий поворот в сторону авторитаризма. Однако нельзя забывать, что при президенте Ельцине демократия в России не была построена. В определенном смысле во времена Ельцина в стране было больше политической свободы, но это объяснялось слабостью, коррумпированностью и неэффективностью его правления, а не действием демократических институтов и процедур или эффективными законами.

Также необходимо учитывать особенность внутриполитической ситуации в этой стране. Хотя в деле Михаила Ходорковского определенно прослеживаются политические мотивы, если не считать этого и нескольких других дел, в России нет политических узников, как во времена Советского Союза. Свобода собраний здесь по-прежнему соблюдается, если не считать некоторых ограничений. С учетом того, что два национальных телеканала выступают от лица государства, даже они подвергают критике конкретные решения правительства. Другие каналы имеют больше возможностей для маневра и последнее время критикуют непосредственно действия Путина. Пресса в Москве совершенно свободно и методично выступает с критикой правительства и самого президента в такой форме, какая показалась бы неприемлемой для большинства американских изданий.

Среди негативных аспектов - сохраняющаяся коррумпированность властей, отсутствие положительных результатов в судебной реформе, доминирующее положение проправительственной партии в парламенте, который превратился в орган, послушно утверждающий все решения правительства, и активное использование Кремлем так называемого административного ресурса и финансовых средств в целях, несовместимых с поистине демократической политикой.

И, наконец, оказание давления на Россию из-за несоблюдения демократических норм осложняется тем, что единственную жизнеспособную оппозицию в стране составляют националисты и коммунисты. Либеральные партии не имеют широкой поддержки в России. Из-за того, что президент Клинтон в свое время поддержал недемократический режим Ельцина, и из-за предполагаемой поддержки Соединенными Штатами коренных, и часто жестоких, преобразований девяностых годов прошлого века, которые осуждаются большинством россиян, российское общество сегодня не склонно воспринимать советы Америки по развитию демократии.

________________________________________________________________________________

Избранные сочинения Дмитрия Саймса на ИноСМИ.Ru

Руководители России не являются альтруистами ("In The National Interest", США)

Внешней политике Буша не хватает дальновидности ("The Financial Times", Великобритания), совместно с Робертом Эллсвортом

Пересмотреть стратегию США ("In The National Interest", США)