Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Поражение, которое президент Владимир Путин потерпел на Украине, породило сомнения в правильности политического курса Москвы по отношению к странам бывшего СССР, По мнению многих критиков г-на Путина, неспособность предотвратить избрание президентом этой страны прозападного кандидата Виктора Ющенко стало крупнейшей внешнеполитической неудачей России со времен натовского нападения на Сербию, ее главного союзника на Балканах, в 1999 г. Россия традиционно рассматривает территорию бывшего СССР как особую зону, где она имеет важные политические и экономические интересы, в том числе связанные с наличием в постсоветских государствах русских и русскоязычных меньшинств

Соседние государства зачастую относятся к действиям Москвы с подозрением, пишет Стефан Уэгстил

Поражение, которое президент Владимир Путин потерпел на Украине, породило сомнения в правильности политического курса Москвы по отношению к странам бывшего СССР, По мнению многих критиков г-на Путина, неспособность предотвратить избрание президентом этой страны прозападного кандидата Виктора Ющенко стало крупнейшей внешнеполитической неудачей России со времен натовского нападения на Сербию, ее главного союзника на Балканах, в 1999 г. Россия традиционно рассматривает территорию бывшего СССР как особую зону, где она имеет важные политические и экономические интересы, в том числе связанные с наличием в постсоветских государствах русских и русскоязычных меньшинств.

По мнению многих россиян, в том числе и государственных чиновников, Россия 'потеряла' Украину, потому что США и Европейский союз сумели 'переиграть' Москву, обеспечив избрание 'своего' кандидата. Во избежание новых неудач, считают они, России следует усовершенствовать внешнеполитическую тактику в регионе. В этой связи выдвигаются самые разные предложения - от повышения качества подготовки российских дипломатов до отказа от однозначной опоры на официальные власти стран региона и налаживания контактов с более широким кругом политических деятелей, в том числе представителями оппозиции.

Возобновились и дискуссии о том, в чем состоят подлинные интересы России в регионе. В недавнем выступлении в Лондоне министр иностранных дел Сергей Лавров упомянул об обеспечении безопасности, стабильности вокруг российских границ, дружественных отношениях с соседними странами, экономическом развитии и правах русскоязычных меньшинств. Россия имеет обширные связи со странами бывшего СССР, но уважает их суверенитет, в том числе и право на вступление в ЕС и НАТО. По словам г-на Лаврова, Москва не возражает против того, чтобы западные державы обеспечивали собственные интересы на постсоветском пространстве, связанные, в частности, с борьбой против терроризма в Центральной Азии, при условии, что это будет делаться транспарентными методами.

Однако бывшие сателлиты Москвы не всегда истолковывают ее намерения в благожелательном духе - зачастую они полагают, что заинтересованность России в конкретных вопросах обусловлена ее стремлением обеспечить собственное господство и свести к минимуму западное влияние в регионе.

Политолог-либерал Ирина Кобринская утверждает, что в первые годы правления г-на Путина (2000-2002 гг.) в российской политике не ощущалось особых националистических тенденций - экономика была слаба, и Москва ощущала собственную уязвимость. Однако с 2003 г. экономическое оздоровление придало ей больше уверенности в себе, и националистическая идеология подняла голову. Кроме того, на активные действия Москву в какой-то степени спровоцировало американское вторжение в Ирак - оно продемонстрировало готовность США к односторонним действиям. Это поощряло Россию к более 'жесткой игре', по крайней мере на 'своей территории'.

Она стала уделять больше внимания положению русских и русскоязычных меньшинств. По словам Москвы, в Латвии, Эстонии, и на Украине эти меньшинства подвергаются дискриминации, особенно в области образования. Евгений Кожокин, директор Института стратегических исследований - финансируемого государством аналитического центра - считает, что Россия должна более решительно защищать русскоязычные меньшинства, в том числе обеспечивая 'этим людям определенные гарантии безопасности, поскольку мы видим, что только Россия, как страна и государство, может стать гарантом интересов русскоязычных и русских'.

Проблема для России заключается в том, что в странах бывшего СССР она в основном поддерживает традиционные, укоренившиеся элиты, что часто превращает ее в защитницу политического статус-кво.

К примеру, состоявшееся в прошлом году свержение бывшего президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе прозападным политиком Михаилом Саакашвили стало ударом по ее интересам, тем более, что за ним последовало восстановление грузинскими властями контроля над ориентированной на Москву сепаратистской Аджарией. Теперь г-н Саакашвили энергично пытается сделать то же самое с двумя другими 'отложившимися' автономиями, также тесно связанными с Москвой - Южной Осетией и Абхазией.

В Молдове в ходе состоявшихся в марте выборов - победа на них, пусть и с большим трудом, досталась правящей Коммунистической партии - Россия ничем себя не проявляла. Молдавских коммунистов нельзя назвать надежными союзниками Москвы: они уже поменяли прежний пророссийский курс на западную ориентацию. Однако главная проблема в Молдове связана не с выборами, а с конфликтом между Кишиневым и ориентированными на Россию сепаратистами из Приднестровья. В 2003 г. Запад отверг российский план по установлению мира в этом регионе.

Особую озабоченность у России вызывает поддержка Западом демократических движений в странах бывшего СССР. Хотя г-н Лавров и утверждает, что эти страны свободны в выборе собственного политического будущего, внешнее влияние на их выбор вызывает у него беспокойство. 'Мы не верим в 'экспорт демократии', как не верим больше и в 'экспорт революции', - заявил он в Лондоне: в этих словах прозвучала завуалированная критика в адрес кампании по распространению демократии в мире, которую проводит президент США Джордж У. Буш.

По словам г-жи Кобринской, западное влияние в Центральной Азии не вызывает у Москвы особого беспокойства, поскольку там оно связано с борьбой против терроризма. Демократические восстания в авторитарных государствах этого региона - со всеми их непредсказуемыми последствиями - в ближайшей перспективе представляются маловероятными.

Что же касается Европы, то здесь решающие события в ближайшее время могут развернуться в Беларуси. Хотя президент Александр Лукашенко уверен в победе на выборах 2006 г., а оппозиция в стране слаба, белорусы внимательно следят за событиями в соседней Украине. России не нравятся грубые авторитарные методы г-на Лукашенко, но она вряд ли откажет ему в поддержке, опасаясь укрепления позиций его прозападных соперников.

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Сторонник свободного рынка: интервью с Грефом ("The Financial Times", Великобритания)

Россия: Реформаторы-рыночники и бывшие шпионы ("The Financial Times", Великобритания)

Либералы пытаются ослабить хватку государства ("The Financial Times", Великобритания)