Стефан Уэгстил анализирует отношения между Кремлем и внешним миром

Президент США Джордж У. Буш начал свое европейское турне с жестких заявлений в адрес России: он призвал Кремль обеспечить в стране развитие демократии и верховенство закона. Однако на встрече в Братиславе со своим российским коллегой Владимиром Путиным г-н Буш сбавил тон и на пресс-конференции после саммита тщательно избегал любых высказываний, которые могли бы прозвучать оскорбительно. Тем не менее, г-н Путин явно чувствовал себя не в своей тарелке, когда журналисты задавали ему вопросы о приверженности России демократическим принципам.

Сегодня в отношениях между Россией и Западом существует напряженность. Прошли те времена, когда, в первые месяцы после прихода г-на Путина к власти, европейские лидеры наперебой старались подружиться с преемником Бориса Ельцина. Канули в прошлое и те дни, когда, после 11 сентября 2001 г., г-н Буш назвал г-на Путина своим союзником в борьбе с терроризмом.

Россия сохраняет деловые отношения с Вашингтоном и странами Евросоюза: стороны тесно сотрудничают в таких вопросах, как борьба с терроризмом, топливно-энергетическая сфера и нераспространение ядерного оружия. Однако на Западе, в том числе и под воздействием 'дела 'ЮКОСа'', растет озабоченность относительно направленности политического развития России. 'Возможно, Путин решил, что сможет провести модернизацию экономики и без политического плюрализма', - утверждает один западный дипломат.

Российские чиновники настаивают, что демократия и законность в стране по-прежнему существуют, и с Западом ее объединяют не только 'общие интересы', но и 'общие ценности'. Кроме того, Москву считает, что США используют поддержку демократии в качестве инструмента укрепления собственного влияния, в особенности на Ближнем Востоке и в странах бывшего СССР, в том числе на Украине.

Г-н Путин по-прежнему придает приоритетное значение отношениям с Западом, и прежде всего с США. Членство России в 'большой восьмерке' промышленно развитых стран создает иллюзию, что она, несмотря на распад СССР, остается великой державой. Кроме того, контакты с Западом означают для России развитие торговли, приток инвестиций и доступ к передовому опыту в бизнесе.

Россия и Запад остаются союзниками в борьбе против террора - особенно исламского терроризма в регионах, расположенных к югу от российских границ. Так, в Кыргызстане всего в нескольких километрах друг от друга успешно функционируют российская и американская военные базы.

Россия и Запад также сотрудничают в области нераспространения ядерного оружия, хотя здесь серьезные разногласия существуют по иранскому вопросу. Москва, невзирая на возражения США, строит в этой стране первую атомную электростанцию. Вырабатываемый на станции уран можно использовать в военных целях, но Кремль настаивает, что все отработанное топливо будет возвращено в Россию.

В топливно-энергетической сфере США приветствуют инвестиции американских компаний в российский нефтегазовый сектор, в частности создание партнерства между одной из ведущих фирм США - 'Conoco' - и флагманом российской нефтяной отрасли - 'ЛУКойлом'. Поставки энергоносителей являются одним из ключевых элементов отношений между Россией и ЕС: многие из стран-участниц Союза зависят от российской нефти и газа. Однако для Евросоюза ситуация осложняется тем, что страны еэсовской 'большой тройки' - Германия, Франция и Великобритания - по отдельности развивают с Россией отношения на двусторонней основе, порой подрывая осуществление общей линии, согласованной в Брюсселе. Так, именно по этой причине провалились попытки выработать единую критическую позицию в отношении действий России в Чечне.

В результате прошлогоднего расширения ЕС к нему присоединились Польша и другие бывшие сателлиты СССР, которые относятся к Москве с определенным подозрением. Поначалу Россия отказывалась предоставить экспортерам продовольствия из Польши и других восточноевропейских стран те же права, что и представителям пищевой промышленности из 'старой' Европы. По словам Москвы, она лишилась рынков сбыта в новых странах ЕС, поскольку те были вынуждены повысить таможенные тарифы на некоторые российские товары. В Центральной Европе действия России вызвали озабоченность: они были восприняты как попытки Москвы вбить клин между 'старой' и 'новой' Европой. У польских чиновников вызывает вопросы мотивы России в связи с проектом строительства газопровода по дну Балтийского моря, в обход Центральной Европы. В результате Россия будет меньше зависеть от стран региона при транспортировке энергоносителей, и, соответственно, их позиции на переговорах по этим вопросам будут ослаблены.

В докладе, подготовленном для еэсовского Института по исследованию проблем безопасности Сергей Караганов - член консультативного совета при российском МИДе - отмечает, что после расширения Союз, с точки зрения других государств, включая Россию, стал более трудным партнером. Среди вопросов, вызывающих озабоченность Москвы, можно назвать отсутствие, по ее мнению, четкой структуры отношений между Россией и ЕС. Союз включает Россию в рамки политики 'добрососедства' - развития экономических и иных связей со странами, расположенными у его границ. Однако, в отличие от большинства других государств, которым адресуется эта политика, Россия не может надеяться на вступление в ЕС. Стороны разрабатывают планы сотрудничества в рамках четырех 'общих пространств': речь идет об экономике, безопасности и юстиции, образовании и внешних сношениях. Соглашение об этом может быть подписано на саммите 'Россия-ЕС' в Москве, намеченном на май этого года.

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Сторонник свободного рынка: интервью с Грефом ("The Financial Times", Великобритания)

Россия: Реформаторы-рыночники и бывшие шпионы ("The Financial Times", Великобритания)

Либералы пытаются ослабить хватку государства ("The Financial Times", Великобритания)

Сфера влияния России сокращается ("The Financial Times", Великобритания)