Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Чужеземец

Хитрит даже перед смертью: каким представляют себе русские Папу

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Для православной России смерть Папы Иоанна Павла II почти ничего не значит. Большинство россиян выражает соболезнование в связи с кончиной 'бедного старого человека', однако римское папство в российском восприятии является в большей степени политическим, чем религиозным институтом

Для православной России смерть Папы Иоанна Павла II (Johannes Paul II) почти ничего не значит. Большинство россиян выражает соболезнование в связи с кончиной 'бедного старого человека', однако римское папство в российском восприятии является в большей степени политическим, чем религиозным институтом. Причина того, что в соболезновании президента Путина, превозносившего общественную солидарность, международную справедливость и духовно-нравственные ценности, сомнений, казалось, было меньше, чем в соболезновании русского Патриарха, заключалась не только в том, что глава российского государства был лично знаком с главой католической церкви. Патриарх Алексий II в своем соболезновании особое место уделил христианской терпимости Иоанна Павла II, прежде всего, в последние годы жизни Папы и выразил по долгу службы надежду на добрые отношения между православными и католиками с приходом его преемника.

Между тем, отношения омрачает то, что православные священники называют католическим 'прозелитизмом', переманиванием русских христиан в римскую веру. Католическая сторона говорит о евангелизации неверующих или колеблющихся. Однако православная церковь рассматривает Россию в качестве своей 'канонической' территории, население которой тысячу лет исповедует христианскую веру, даже если эта вера у некоторых находится в зачаточном состоянии и нуждается в активации. Поскольку обе стороны в этом вопросе так и не сошлись, то Иоанн Павел II так и не сумел осуществить свое желание побывать с визитом в России.

Своей упрямой политикой православный Патриарх навредил, прежде всего, самому себе, считает, как и многие россияне, историк-искусствовед, которую мы спросили о том, что она думает о Папе. Визит Папы в Россию заставил бы перейти в другую веру лишь немногих православных, думает ученый. Посещение церкви является для этого слишком серьезным делом. Вместо этого патриаршая церковь дала понять, что она чувствует слабость и боится.

В то же время служащий казацкой гвардии Патриарха Алексия II утверждает, что перед визитом Папы на Украину и после этого тамошние православные униаты изгонялись из своих церквей. В Латвии католики тоже преследовали православных, говорит молодой человек в сапогах, в серо-красной форме и с характерной фуражкой, несущий службу в московском Свято Даниловом монастыре. Иоанн Павел мог бы воспрепятствовать этому или, по меньшей мере, извиниться, считает московский казак. Но он, мол, видимо, не посчитал это нужным.

Русское духовенство внутренне, возможно, удивляется эффективности католической церкви в организационном отношении и ее более активной работе среди общественности. У многих россиян, еще не решивших какую веру принять, римская духовность и, не в последнюю очередь, Папа вызывают большее уважение, чем местные священники, раболепству которых часто выражают презрение и сами православные. Один предприниматель сказал, что хотел бы видеть среди православных иерархов больше людей размаха Иоанна Павла. Польский Папа был правильным человеком, оказавшимся в нужном месте в нужное время, и внесшим свой вклад в историю уже не советской России так, что это любой многообещающий менеджер может только приветствовать.

Однако то что импонирует российскому гражданину, русской душе кажется нерелигиозным. От одной предпринимательницы мы услышали, что религиозный руководитель должен держаться в стороне от мирской жизни. Папа, манипулирующий массами с помощью средств массовой информации и встречающийся с политиками разного коленкора, превратился в своего рода фетиш. Предпринимательница, считающая себя плохой христианкой, считает совершенно ошибочным то, что уже сейчас рассматривается вопрос о канонизации Иоанна Павла II. Папа мог бы сделать еще так много хороших дел. Если это угодно Богу, формулирует практичная россиянка доктрину непредсказуемой милости, не годный ни на что алкоголик может попасть в рай быстрее, чем он. Одна врачиха, регулярно бывающая в церкви, знает это лучше. С точки зрения православия единственным критерием возможного причисления к лику святых является чудо, заявляет она. Чудесное излечение больных, например, или приятный елей, исходящий от икон и могильных крестов, как это происходит на месте погребения в подмосковном городке Обнинске тех трех православных монахов, которые были убиты сатанистами.

То, что 'слуга мессии' из Рима до самого конца держался за кресло главного пастыря, заставляет некоторых россиян вспоминать о последних днях Советского Союза или о последних годах правления Ельцина, когда почти недееспособные хозяева Кремля способствовали появлению вокруг себя целой толпы закулисных манипуляторов. Может возникнуть впечатление, что больной Папа является удобным прикрытием для махинаций, считает, кроме того, медик. Священник должен быть в состоянии совершать причастие и не расплескивать святую воду, говорит она. Но как врач, эта простая женщина - кстати, тоже в платке - понимает, что пришлось пережить в конце своей жизни Папе Иоанну Павлу. Эти страдания, считает россиянка, самое благородное украшение для любого христианина.