Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Российское кино отбирает деньги у американского

Постоянный зритель хочет отечественного кино, тризну по которому едва не справили несколько лет назад - протест против Голливуда?

Российское кино отбирает деньги у американского picture
Российское кино отбирает деньги у американского picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вдруг, откуда ни возьмись, милиция. Она всегда - по крайней мере, в Москве, возникает 'откуда ни возьмись', если вы решились перед выходом подзаправиться чем-нибудь погорячее. Однако отшить надменного милиционера очень легко - одна деликатная отрыжка, и с ужасом в глазах ('Ну и гадость вы пьете!') тот оставляет Антона в покое. Все. Теперь против него только силы тьмы

МОСКВА. - Типичный московский вечер. Перед выходом в город Антон, как обычно, выпивает стакан теплой, густой свиной крови. Неприятно, конечно, но без нее не обойтись, если идешь охотиться на вампиров.

Вдруг, откуда ни возьмись, милиция. Она всегда - по крайней мере, в Москве, возникает 'откуда ни возьмись', если вы решились перед выходом подзаправиться чем-нибудь погорячее.

Однако отшить надменного милиционера очень легко - одна деликатная отрыжка, и с ужасом в глазах ('Ну и гадость вы пьете!') тот оставляет Антона в покое. Все. Теперь против него только силы тьмы.

Кто здесь настоящий герой? Антон, мучимый двойственной моралью страж Света? Или умные создания ночи, для которых главное - эта земная жизнь, те, кого он поклялся держать в узде? Какую сторону выбираешь ты?

Стильно снятый, мрачно-таинственный, неоднозначный и до мозга костей русский фантазийный триллер 'Ночной дозор' стал той искрой, из которой возгорелась пламя новой киноиндустрии, возвращающее к жизни легендарные киностудии и восстающее против подавляющего господства Голливуда на отечественном кинорынке.

Еще десять лет назад постсоветское кино отделяло от фактической смерти лишь отсутствие официальных похорон. Полупустые павильоны знаменитой киностудии 'Мосфильм', в которой когда-то снимали такие режиссеры, как Сергей Эйзенштейн и Андрей Тарковский, стали домом для стай бродячих собак.

А потом наступило лето прошлого года, и 'Ночной Дозор' - неслыханно! - вышел одновременно на 325 экранах и по сборам в России обогнал и 'Властелина колец: возвращение Короля' (The Lord of the Rings: The Return of the King), и 'Трою' (Troy), и 'Послезавтра' (The Day After Tomorrow). А американскую 'Матрицу-революцию' (Matrix Revolutions), с которой его чаще всего сравнивают, 'Ночной дозор' обошел более чем на треть.

И это не было простой удачей. Вышедший на экраны в феврале 'Турецкий гамбит', картина о невероятных приключениях во время русско-турецкой войны 1877 года, поставил рекорд по кассовым сборам, добравшись до отметки в 19,2 миллиона долларов и потеснив даже последний эпизод 'Звездных войн' (Star Wars) с 'Александром' (Alexander). Неплохо для войны, о которой подавляющее большинство американцев никогда и не слышало.

По сравнению со сборами, которые делают американские блокбастеры на своей родине, эти цифры вроде бы невелики - все-таки в Америке они начинаются со ста миллионов долларов. Неожиданно то, что в России эти фильмы собирают больше, чем те же американские блокбастеры, хотя всего лишь несколько лет назад сборы российского кино упорно стремились к нулю.

Такие цифры пришли на волне массовой постройки кинотеатров по всей стране. В той же мере, в какой они отражают развитие кинопроизводства, они могут считаться свидетельством развития маркетинга. Кинопублика из таких разных мест, как Россия, Польша, Венгрия и Турция начинает подавать одни и те же сигналы - люди хотят не голливудский, а отечественный продукт; хотят видеть на экране знакомые лица и узнавать знакомые места.

Насколько оправданно выпускать эти фильмы за рубеж, станет ясно уже до конца этого года, когда в США начнется прокат 'Ночного дозора', заработавшего в России 16,3 миллиона долларов и ставшего первым серьезным российским фильмом, купленным для показа в Америке.

Компания Fox Searchlight Pictures уже приобрела опцион на продолжение, 'Ночной дозор-2: Мел судьбы', который уже проходит последний монтаж под руководством режиссера Тимура Бекмамбетова. Последнюю часть трилогии он предполагает снять в Соединенных Штатах и на английском языке.

- Со времени окончания эры немого кино на мировом рынке господствовали американские фильмы. Просто их больше, они сами по себе больше и лучше сделаны, - считает Анна Франклин, опытнейший московский кинокритик и признанный эксперт по восточноевропейскому кино, - Однако большую часть сборов им постоянно дают Соединенные Штаты; сборы за рубежом - это так, тонкий слой глазури на толстом пирожном. Эта ситуация изменилась в 70-х годах, когда бюджеты фильмов выросли до такой степени, что, чтобы фильм 'отбился', необходимо было делать много денег и на международном рынке.

Растущие кассовые сборы в кинотеатрах России и других стран - это признак того, что значительная доля европейского рынка, отвоеванная Голливудом за последнее десятилетие, которой он обязан многолетней агрессивной маркетинговой политике, десяткам дистрибуционных соглашений и коммерческой привлекательности американских фильмов, теперь под угрозой, пусть пока и не очень серьезной.

- Это настоящий протест, - говорит Франклин, - Люди устали, они больше не хотят всех этих американских фильмов. В Турции, Польше и многих других странах начинают делать свои блокбастеры, которые 'на кассе' бьют своих американских собратьев.

С 2003 по 2004 годы доля российских фильмов по сборам в самой России и соседней Украине выросла более чем в два раза - до 11,6 процента. На экраны вышли такие хиты, как 'Антикиллер-2' и 'Семьдесят два метра', патриотическая драма о гибели подводной лодки, в которой действия власти гораздо менее позорны, чем они были в жизни, когда 118 моряков погибали, будучи не в силах выбраться с подлодки 'Курск'.

В этом году доля российских фильмов выросла еще больше - до 18 процентов, а в Чехии фильмы местного производства в прошлом году и вовсе дали 24 процента кассовых сборов, и, хотя 'впереди Чехии всей' пришло 'Возвращение короля', четыре чешских фильма пробились в первую десятку.

В Турции же на отечественные фильмы и вовсе приходится 60 процентов кассы, и из десяти самых популярных картин шесть - местного производства. Лучший турецкий фильм 2004 года Gora принес кинотеатрам 18 миллионов долларов.

Однако в России эти цифры имеют наибольшее значение - во-первых, потому, что за ними стоит немалая потенциальная прибыль, ведь русский является родным или первым иностранным языком для трехсот миллионов людей, а, во-вторых, потому, что они предвещают время великого возрождения киноиндустрии.

После того, как в 1991 году распался Советский Союз, кинокультура мирового значения, создавшая полностью на государственные деньги 'Броненосец 'Потемкин'' Сергея Эйзенштейна, 'Солярис' Тарковского и 'Войну и мир' Сергея Бондарчука, вдруг оказалась подрубленной под корень и лишенной всех финансовых ресурсов.

Немалая часть кинотеатров, которых в стране было более двух тысяч, разваливались, гнили без дела или превращались в автосалоны. Качество кинозалов настолько перестало устраивать зрителя, что публика отдала предпочтение телевидению и пиратским копиям американских фильмов. В одночасье испарился огромнейший кинорынок, один из крупнейших в мире - в свое время русские ходили в кино в среднем втрое чаще, чем американцы.

Выжившие кинотеатры перешли на голливудскую продукцию - во второй половине девяностых в среднем кинотеатр давал 80 картин в год.

'Мосфильм', генерал от киноимперии, стал, по существу, свадебным. Сорок гектаров, которые он занимает в Центре Москвы, зарастали сорняками; в павильонах звукозаписи было слышно только эхо.

- Только стаи бродячих собак бродили по пустым коридорам. Мистика какая-то, - вспоминает Карен Шахназаров, режиссер вышедшего в этом году 'Всадника по имени Смерть'. Именно Шахназарова, директора 'Мосфильма' с 1998 года, многие считают человеком, снова поставившим на ноги эту государственную студию.

Продолжалось производство и фильмов 'высокого жанра'. В 1994 году фильм Никиты Михалкова 'Утомленные солнцем' выиграл 'Оскара' в номинации 'Лучший иностранный фильм'. Однако в России этих фильмов почти никто не видел, пока они не выходили на видео.

Дело пошло в 1995 году, когда компания Kodak, страшно рискуя, построила в самом сердце столицы роскошный кинотеатр - фактически первый по-настоящему современный кинотеатр в стране, с барами, кафе и даже стереосистемой Dolby. Хотя билеты стоили по 15 долларов и больше, люди становились в очереди.

С тех пор бум строительства кинотеатров продолжается. В торговых центрах на окраинах Москвы появляется все больше многозальных театров. Множится их число и в регионах, от Новосибирска до Нижнего Новгорода.

Сегодня в России насчитывается 420 кинотеатров с 713 экранами, причем в течение следующих двух лет их может стать вчетверо больше. Общие сборы подскочили с 18 миллионов долларов в 1999 году до 28 миллионов в прошлом.

Вообще-то, большая часть кассы все равно уходит в Голливуд. Если в 1999 году из России в Америку ушла смешная сумма, 10 миллионов долларов, то в прошлом году рынок американских фильмов вырос до 215 миллионов. С 2003 года Россия занимает одно из первых мест для американского кино среди иностранных рынков.

Телефильмы тоже возвращаются. В прошлом году было отснято 3 тыс. часов. На самом деле, влиятельный государственный "Первый канал" сначала снимал "Ночной дозор" и "Турецкий гамбит" как минисериалы, но после наступления кинобума переделал их в широкоэкранный формат.

Звук для "Ночного дозора" записывался в Лос-Анджелесе, но значительная часть работы по компоновочному монтажу и спецэффектам как этого фильма, так и "Турецкого гамбита", проводилась на модернизированных объектах "Мосфильма", который переживает собственный Ренессанс.

"Когда я стал директором студии, мы на 20-30 лет отставали от остального мира с точки зрения технологий и оборудования. Но брать деньги было неоткуда, - рассказывает Шахназаров. - Никто не выстраивался в очередь, чтобы предоставить нам банковский кредит. Никто даже не верил, что возрождение "Мосфильма" было реальной задачей".

Глава студии обратился к единственному имевшемуся у него активу, потрясающей библиотеке российской классики, пылившейся в архивах. Многие из этих фильмов, в особенности старые комедии, по-прежнему могли принести прибыль телевидению.

"Все средства, полученные от продажи этих картин телевидению, мы инвестировали в обновление парка. Мы покупали камеры, прожекторы - у нас не было ничего. Мы старались покупать новейшие модели и внедрять только самые современные и инновационные технологии", - вспоминает он.

"Постепенно, шаг за шагом, мы увидели, что в студиях начали создаваться новые фильмы".

Сегодня "Мосфильм" приносит прибыль. Менеджеры российских кинокомпаний надеются привлечь в Москву американцев и организовать совместное производство фильмов.

Сейчас проходят съемки первого полномасштабного российско-американского проекта. Это фильм "Плен" режиссера Роланда Джоффа (Roland Joffe). Психологический триллер создается в павильонах звукозаписи "Мосфильма", играют в нем американские актеры, а российская продюсерская компания "Рамко" работает в партнерстве с Foresight Unlimited продюсера Марка Дэймона (Mark Damon).

"Раньше существовал огромный барьер для привлечения крупных американских и международных проектов в Россию, - говорит Дэймон. - Я понял, что для того, чтобы его сломать, нам придется приехать в Россию с очень сильным режиссером, очень сильным проектом, сильными актерами, и когда все увидят, что фильм такого уровня, такого таланта снимается в России, все барьеры падут".

"На самом деле, так и произошло. Я получаю множество предложений со всего Голливуда: "Вас интересуют съемки в России?"".

Во время работы над фильмом не обошлось без некоторых проблем. Русский оператор недостаточно хорошо понимал диалог, чтобы правильно расположить микрофон. Камера, купленная для российских фильмов, не записывала звук напрямую, ее пришлось снабдить переносным шумоизолирующим экраном. Декорации разрабатывались по электронной почте, когда Джофф был еще в Нью-Йорке.

"Должен сказать, что некоторые из проблем, с которыми мы столкнулись, могут, пожалуй, свести на нет экономию средств [от съемок в России], - говорит режиссер. - Нам пришлось привлечь больше профессионалов, чем мы рассчитывали вначале".

"Но, думаю, это скорее хорошо, чем плохо. Потому что только тогда, когда бьешься над серьезными проблемами, студия действительно объединяется".

Продюсеры "Ночного дозора" и "Турецкого гамбита" Константин Эрнст и Анатолий Максимов благодарны обновленным объектам "Мосфильма", так как это дало им возможность создать фильмы, которые очень похожи на высокотехнологичную продукцию Голливуда, но стоят в разы меньше.

"Ночной дозор" обошелся в 4,2 млн. долларов, "Турецкий гамбит" - в 3,5 млн. В последнем массовые батальные сцены, по масштабу напоминающие "Гладиатора", снимались с небольшим количеством актеров массовки, которых потом множили на компьютере.

Однако рекламные бюджеты каждого из фильмов могут достигать 7 млн. долларов, говорят осведомленные источники в российской киноиндустрии. Большие сборы во время первых дней показа объясняются во многом маркетинговой стратегией в американском стиле, которая включала рекламу в печати, на афишах и на телевидении, а также такие ходы, как футболки и подарочные альбомы.

Важной частью уравнения стала сделка с печально известными российскими пиратами: права на легальное производство DVD с "Ночным дозором" предоставлялись со скидкой при условии, что DVD появятся только через месяц после кинопремьеры. (В России пиратские DVD часто появляются в продаже на следующий день после выхода фильма на экраны.)

В результате был продан 1 млн. официальных копий фильма, что примерно в четыре раза превышает средние продажи в России американских блокбастеров.

Рекламной кампании не помешало и то, что "Первый канал" мог использовать бесплатные врезки в информационные и развлекательные программы. А также то, что Эрнст и Максимов, которые уже несколько лет возглавляют ведущий телеканал страны, прекрасно знали, какие фильмы нравятся их целевой аудитории.

Более того, по словам Максимова, он был удивлен восторженной реакцией американских зрителей на напряженный, полный моральных нюансов "Ночной дозор", который в этом году был показан на кинофестивале "Трибека" в Нью-Йорке. (Его также демонстрировали на июньском фестивале в Лос-Анджелесе.)

Продюсер говорит, что в фильме тысячелетняя борьба за господство между силами тьмы и света показана не только в экзотических декорациях - в Москве, - но и с явно русской точки зрения.

"В этом фильме светлые символизируют угнетение, самоконтроль, несвободу, - поясняет он. - А темные свободны. Они делают то, что хотят, и призывают других делать то, что хотят они. Они говорят: "Парни, другой жизни у вас не будет. Используйте свой шанс. Сделайте это"".

"Америка же по своей сути поддерживает этот принцип индивидуальной свободы, по которому значение человеческой жизни - это реализация личной свободы. Почему-то кажется, что светлые символизируют Россию, - добавляет Максимов. - В конце фильма восхваляется угнетение и ставится под сомнение идея свободы, а это не очень по-американски".

Тем не менее, Fox ставит на то, что американцы захотят посмотреть этот фильм.

В интервью по электронной почте президент Fox Searchlight Питер Райс (Peter Rice) сообщил: "Разрушающее каноны сочетание мифического повествования и внушающих благоговение спецэффектов делает "Ночной дозор" смелым, самобытным фильмом, который доставит удовольствие зрителям во всем мире, независимо от языка".

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru:

Возвращение 'холодной войны' ("The Guardian", Великобритания)

Московские мечты - Россия заявляет о себе ("The Times", Великобритания)

Русские идут ("Die Welt", Германия)

'Ночной дозор' - начало новой эры ("The Washington Post", США)

Российский 'ужастик' ("Newsweek", США)

Возрождение российского кинематографа ("BBC", Великобритания)

Россия наносит ответный удар ("The New York Times", США)