Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Китай и Россия: Демонстрация силы или угроза?

Интервью эксперта по вопросам безопасности из Австрийского института международной политики Гейнца Гертнера

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Гейнц Гертнер - научный сотрудник Австрийского института международной политики, автор ряда книг из серии 'Международная безопасность'. Основным направлением его исследований являются проблемы 'международной и европейской безопасности', а также 'внешняя политика и политика в области безопасности США'.

Гейнц Гертнер (Heinz Gaertner) - научный сотрудник Австрийского института международной политики, автор ряда книг из серии 'Международная безопасность'. Основным направлением его исследований являются проблемы 'международной и европейской безопасности', а также 'внешняя политика и политика в области безопасности США'.

DerStandard: Россия и Китай начали свои первые совместные маневры. Официальное информационное агентство Китая Синьхуа сообщило, что Китай и Россия намереваются в будущем вести совместную борьбу против 'терроризма экстремизма и сепаратизма'. Что это - демонстрация силы, адресованная США?

Гертнер: Учения, на мой взгляд, практического военного значения не имеют. Их главная цель носит экономический характер. Китай, начиная с 2000 года, закупил в России вооружения на сумму два миллиарда долларов США. Россия занимает по экспорту вооружений второе место в мире. Побочная вспомогательная цель, - конечно, демонстрация силы, что, по моему мнению, должно свидетельствовать о военно-политическом сотрудничестве, рассчитанном на длительный период. Если идти еще дальше, предполагая, будто Китай и Россия отрабатывают совместно вторжение на Тайвань, о чем в настоящее время ходит немало слухов, то это, в любом случае, - преувеличение.

DerStandard: Почему совместную борьбу против 'международного терроризма, экстремизма и сепаратизма' делают целью военных маневров?

Гертнер: Учения, конечно, имеют целью отработку вопросов защиты от терроризма, но реально, судя по всему, являются акцией запугивания тех, кто стремится к независимости: в одном случае - в Чечне, в другом - на Тайване.

DerStandard: Является ли это демонстрацией реальной 'силы'? Могло бы военное сотрудничество Китая и России повлиять на геополитическое равновесие?

Гертнер: На мировом политическом уровне - нет. Могу сказать, что Китай в ближайшие пятнадцать-двадцать лет будет оставаться сильной региональной, но не мировой державой. Тем не менее, можно говорить, что Китай восходящая держава, а Россия, напротив, - держава, переживающая закат.

DerStandard: Как расценивают происходящее наблюдатели из Пентагона?

Гертнер: Политика США в отношении Китая неоднозначна. Перед событиями одиннадцатого сентября в отношениях между Китаем и США можно было еще наблюдать бряцание оружием, но затем все стихло. Теперь Китай снова вышел на передний план, хотя США в экономическом плане находятся из-за долгов в зависимости от него. Администрация Буша (Bush) панически боится, что Китай может оказать на нее давление в вопросе, связанном с Тайванем. Несмотря на это, она не желает четко говорить о том, как отреагирует в случае, если после провозглашения Тайванем независимости Китай, возможно, решится на вторжение. Однако не следует думать, будто Китай решится на военное вторжение на Тайвань, а США пойдут на ядерный конфликт.