Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Кремль боится заговора олигархов

Совет по национальной стратегии предостерегает по поводу реванша магнатов в связи с осуждением Ходорковского. Кто будет преемником Путина?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда Михаила Ходорковского, бывшего главу нефтяного концерна ЮКОС, доставят сегодня в Московский городской суд для рассмотрения его кассационной жалобы, он, глядя на судей, может испытывать определенное удовлетворение

Когда Михаила Ходорковского, бывшего главу нефтяного концерна ЮКОС, доставят сегодня в Московский городской суд для рассмотрения его кассационной жалобы, он, глядя на судей, может испытывать определенное удовлетворение. Дело в том, что независимо оттого, подтвердят ли они приговор первой инстанции, предусматривающий заключение сроком на девять лет, или нет, они помогли самому видному заключенному повергнуть Кремль и его окружение на два года, остающиеся перед очередными выборами, в замешательство.

В своих письмах из тюремной камеры Ходорковский призвал к широкому союзу крупных российских предпринимателей с левыми силами страны, включая коммунистов. Близкий к Кремлю исследовательский институт тут же обнаружил след 'антигосударственного заговора олигархов' и предупредил о возможности переворота. В Москве сегодня сообщают, что сейчас идет подготовка соответствующего доклада о происках российского предпринимательства. Совет по национальной стратегии еще в 2003 году распространял теории заговора, ставшие тогда сигналом для преследования ЮКОСа и Ходорковского.

На этот раз на прицел кремлевским политологам и членам правления Совета по национальной стратеги Сергею Маркову, Максиму Дианову и Валерию Хомякову попала 'Альфа-Групп', промышленно-финансовый холдинг во главе с Михаилом Фридманом и Петром Авеном. Крупные предприниматели, 'в том числе 'Альфа-Групп', недавно жестко критиковали политику Путина, пояснил на прошлой неделе во время пресс-конференции Дианов. Они, дескать, договорились создавать политические партии и принять участие в выборах.

В декабре 2007 года в России будут избирать новый парламент, весной 2008 года - нового президента. Апологеты Кремля, странным образом, видят уже в намерении создать партии и, возможно, поддержать кандидата, неугодного Кремлю, 'заговор' и попытку 'реванша' олигархов, которых, как думал Путин, он образумил на примере ЮКОСа.

Аналитики в Москве сомневаются, что заговор, о котором говорят в Совете по национальной безопасности, вообще имеет место. Предостережение авгуров выглядит, скорее, как маневр Кремля, чтобы подготовить почву для последующего разгрома олигархов, предполагает Алексей Маркин из Центра политтехнологий. Сообщение о докладе позволяет делать вывод, что господствующие 'силовики', представители военных и спецслужб, собираются искать преемника не из окружения олигархов, а в своих собственных рядах.

Преемственность власти - это то ключевое понятие, которым руководствуется кремлевская команда, поскольку на карту на следующих выборах поставлено многое. Тот, кто в 2008 году завоюет Кремль, получит контроль над девятью самыми крупными предприятиями страны, производящими 40 процентов ВВП и приносящими ежегодно одиннадцать миллиардов долларов чистой прибыли.

Поэтому в российском руководстве, со своей стороны, начали подыскивать преемника действующему президенту Владимиру Путину. Этот человек должен быть способен представлять интересы трех господствующих 'партий': представителей спецслужб, либеральных экономистов, юристов и политтехнологов, а также безыдейной бюрократии, сказал близкий к Кремлю политолог Сергей Марков. При этом неясны личность преемника и роль Путина после отставки. Марков высказывает предположение, что он мог бы выполнять функции, которые, в свое время, выполнял бывший глава партии Дэн Сяо Пин (Deng Xiao Ping).

Путин неоднократно подчеркивал, что не хочет изменений в конституции, которые позволили бы ему баллотироваться в третий раз. Однако, многие из его соотечественников предполагают, что последнее слово еще не сказано. Если Россия попадет перед выборами в трудную ситуацию, - в случае необходимости искусственно созданную, - то президента, возможно, удастся убедить в его незаменимости.