Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Виновность российского нефтяного магната подтверждена вышестоящим судом

Ходорковскому сокращен срок тюремного заключения; его дело может быть передано в Европейский суд по правам человека

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В четверг Московский городской суд быстро отверг кассационную жалобу бывшего нефтяного магната Михаила Ходорковского, подтвердив после часового совещания его виновность в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов.

Москва, 22 сентября 2005 года. В четверг Московский городской суд быстро отверг кассационную жалобу бывшего нефтяного магната Михаила Ходорковского, подтвердив после часового совещания его виновность в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов.

После одного дня слушаний Московский городской суд сократил Ходорковскому срок тюремного заключения с 9 до 8 лет и постановил, что приговор вступает в силу немедленно. "Приговор вступает в силу, - сказал судья Вячеслав Тарасов - Суд окончен. Прошу охранников увести осужденного".

Этим решением был положен конец необычному плану Ходорковского выдвинуть свою кандидатуру на декабрьских дополнительных выборах в парламент, поскольку российский закон запрещает осужденным баллотироваться на выборные должности.

"Я не только невиновен, но и преступления никогда не было, - сказал Ходорковский в своем выступлении в суде перед объявлением приговора. - Я признан виновным не судом, а кучкой бюрократов".

Сорокадвухлетний Ходорковский грустно улыбался, когда смотрел на своих пожилых родителей и адвокатов перед тем, как его увели из зала суда в наручниках.

Его содержат под стражей в Москве с того момента, как арестовали в Сибири в октябре 2003 года, когда "коммандос" в масках штурмом взяли его личный самолет в аэропорту. Скорее всего, теперь его переведут в тюрьму подальше от Москвы, где он имел возможность через своих адвокатов поддерживать контакты со средствами массовой информации и с другими.

Ходорковский утверждает, что его арест и уголовное преследование были частью усилий правительства по разрушению нефтяной компании "ЮКОС", конгломерата, который он основал и который одно время возглавлял. Эта компания в основном была разрушена в ходе серии параллельных правовых акций, касавшихся уклонения от налогов, а ее ключевые активы были переданы государственной нефтяной компании. Компания "ЮКОС", когда-то стоившая около 40 млрд. долл. США, сегодня борется за выживание, которому угрожают все новые иски государства и частных предприятий.

Сторонники Ходорковского осудили его уголовное преследование как инспирированное Кремлем дело, которое имело своей целью раздавить потенциально опасного политического противника. Ходорковский, когда-то самый богатый человек России, до своего ареста пытался играть политическую роль в оппозиции президенту Владимиру Путину.

Деловой партнер Ходорковского, Платон Лебедев, тоже был осужден по обвинениям в уклонении от налогов. Его 9-летний срок тюремного заключения тоже был сокращен на год, хотя он отказался подавать формальную кассационную жалобу и высмеял судебный процесс как фарс. Суд также отверг или видоизменил некоторые из обвинений против Ходорковского и Лебедева.

Адвокаты Ходорковского сказали, что продолжат попытки добиться пересмотра дела в вышестоящих судебных инстанциях и что, скорее всего, обратятся в Европейский суд по правам человека в Страсбурге, Франция. Решения этого суда обязательны для России, которая подписала Европейскую конвенцию по правам человека. Ходорковский должен сначала подать кассационную жалобу в Верховный суд РФ, который не обязан принимать его дело к рассмотрению.

"Нынешние слушания в суде являются пародией на правосудие", - сказал после оглашения приговора Юрий Шмидт, один из адвокатов Ходорковского. Он назвал уменьшение срока для своего клиента на 1 год "косметической подтяжкой лица" и "чистейшим актом пропаганды".

Прокуроры утверждали, что им удалось посадить за решетку бизнесмена-мошенника. "Мы в целом удовлетворены решением Московского городского суда, - сказал один из прокуроров, Дмитрий Шохин. - Суд имел право сократить срок тюремного заключения".