Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Соблазн неоимпериализма для России

Основная проблема российской политики в отношении республик бывшей советской империи заключается в ее нелепости

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вредоносность намерений Путина не вызывает никаких сомнений, но есть ли у России средства для проведения такой политики? Бесконечно откладывая военную реформу, Путин отныне не располагает никаким инструментом для проведения победоносной военной операции, которую он мог бы, например, осуществить в Чечне. Огромная армия, оказавшаяся неспособной контролировать такую маленькую территорию, не представляет угрозы

Российские националисты и 'силовики', сотрудники структур безопасности страны, рассматривают конец советской империи как заговор Запада.

По их мнению, Путин собирается перестроить Россию в три этапа. На первом этапе он централизовал власть и положил конец псевдодемократии, потому что сильным может быть только автократическое государство. Путин собирается завершить начатое, изменив Конституцию таким образом, чтобы гарантировать себе третий президентский срок или, во всяком случае, сохранить власть каким-нибудь другим образом. Кроме того, он восстановил государственный контроль над основными секторами экономики, вырвав энергетическую отрасль из рук олигархов. Затем он, безусловно, займется постепенным восстановлением российской империи. Такая перспектива не многим отличается от фашизма. Приверженцы либерализма, особенно на Западе, замечают те же тенденции, но интерпретируют их иначе. По их мнению, такая чрезмерная централизация не только не укрепляет российское государство, а лишь ослабляет его. Путин, говорят они, слишком упрям, чтобы адекватно реагировать на кризисы, тем более что он подорвал все промежуточные институты между властью и народом.

Следует признать, что вот уже примерно пять лет экономический рост в России составляет около 7%. Но это объясняется высокими ценами на рынке энергоносителей.

Дело 'ЮКОСа' привело к тому, что нефтяная промышленность, прежде столь динамичная, оказалась приговоренной к застою. Путин не искоренил коррупцию, а распределил собственность олигархов между офицерами КГБ, в то время как жизненно необходимые для страны структурные реформы были окончательно остановлены. За последние два года Путин четырежды столкнулся с широкомасштабными политическими кризисами в бывших советских республиках: Грузии, Украине, Киргизстане и Узбекистане. И каждый раз он оказывал поддержку местному автократическому руководителю, противостоящему инакомыслию. Кремль закрыл глаза на кровавые репрессии в Узбекистане. Во время 'оранжевой революции' на Украине Путин открыто встал на сторону авторитаризма, сделав антизападную риторику основой своих высказываний. Всего лишь за несколько дней он собственными руками свел на нет почти все усилия, приложенные для создания добрых отношений с Вашингтоном, а это четыре года тяжелой дипломатической работы. Во время украинских событий ему удивительным образом удалось объединить Европу и США, но созданный таким образом альянс оказался направлен против него же самого.

Являясь членом Большой Восьмерки, Россия могла бы предпринять новые инициативы, чтобы разрешить четыре замороженных конфликта, существующих в настоящее время внутри бывшей советской империи - в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии и Нагорном Карабахе, и освободить эти территории от торговли оружием и другой контрабандой. К сожалению, Путин, кажется, думает иначе. Некоторым даже приходит в голову мысль: уж не пытается ли в настоящее время Россия создать автократический интернационал. И в самом деле, недавно прошедшая волна совместных военных учений с Китаем подтверждает эти опасения.

Вредоносность намерений Путина не вызывает никаких сомнений, но есть ли у России средства для проведения такой политики? Бесконечно откладывая военную реформу, Путин отныне не располагает никаким инструментом для проведения победоносной военной операции, которую он мог бы, например, осуществить в Чечне. Огромная армия, оказавшаяся неспособной контролировать такую маленькую территорию, не представляет угрозы. Конечно, официальные военные расходы растут быстро, но из-за коррупции это почти совершенно не влияет на эффективность армии.

Кровавая война в Чечне составляет самую большую угрозу для безопасности России. Вместо того чтобы изолировать и попытаться сдержать этот конфликт, Москва дала ему распространиться по всему Северному Кавказу, дестабилизируя сопредельные территории Абхазии и Северной Осетии.

Политика дестабилизации Грузии первоначально проявилась как условный рефлекс Павлова, когда нападающий на врага не считается с риском, которому сам подвергается.

Фактически, основная проблема российской политики в отношении республик бывшей советской империи заключается в ее нелепости. Кремль до сих пор смотрит на эти страны, как королевство на свои колонии. Министр иностранных дел не вовлечен в отношения с ними. Российские дипломаты, аккредитованные в этих странах, не говорят на местных языках, читают только российские газеты и смотрят только программы российского телевидения. Похоже, что и спецслужбы не ведут там работу.

Наверно, нам не стоит беспокоиться по поводу того, что украинские политические руководители соперничают между собой, чтобы добиться милости от Кремля, поскольку весьма вероятно, что Москва окажется неспособной вмешаться на Украине. Настоящая ставка делается не там. Вопрос о правах человека и разрешение замороженных конфликтов в бывшем Советском Союзе должны найти свое место в европейской повестке дня, чтобы они в итоге не превратились в угрозу безопасности Европы. Россия, конечно, слишком слаба, чтобы в обозримом будущем ей удалось отвоевать неоимперские позиции, но с ее ущербной политикой необходимо решительно бороться, так как, возможно, придет время, когда Россия уже не сможет больше сдерживать нестабильность в пределах своих границ.

Автор - Директор программы по изучению России и Евразии (Russian and Eurasian Programme) Фонда Карнеги за международный мир (Carnegie Endowment for International Peace)