Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Страна, вечного холода и тьмы, где все хлещут водку и властвует КГБ - такой на Западе видится Россия. Президент Путин официально заявил, что у страны есть проблемы с имиджем, и Кремль, в преддверии саммита 'большой восьмерки', который пройдет в России, развернула пиаровскую компанию, призванную этот имидж улучшить. Жаль, конечно, что Москва стремится произвести хорошее впечатление скорее на иностранцев, чем на собственных граждан

Страна, вечного холода и тьмы, где все хлещут водку и властвует КГБ - такой на Западе видится Россия. Президент Путин официально заявил, что у страны есть проблемы с имиджем, и Кремль, в преддверии саммита 'большой восьмерки', который пройдет в России, развернула пиаровскую компанию, призванную этот имидж улучшить. Жаль, конечно, что Москва стремится произвести хорошее впечатление скорее на иностранцев, чем на собственных граждан.

То, что у Москвы не все в порядке с имиджем - ни для кого не секрет. Когда имя российского президента Владимира Путина попадает в заголовки новостей, речь, как правило, идет об аресте какого-нибудь бизнесмена или подавлении инакомыслия. Социологический опрос, проведенный в 2003 г. по заказу российских властей, выявил всю серьезность проблемы. Организаторы опроса попросили американских респондентов назвать десять понятий, с которыми у них ассоциируется Россия. Первые четыре места в списке заняли коммунизм, КГБ, снег и мафия. Единственная позитивная ассоциация - культура и искусство - оказалась на последнем месте. Другой опрос, проведенный в августе этого года, целью которого было выяснить, насколько хорошо иностранцы знакомы с российскими брэндами, принес еще более плачевные результаты. Единственными 'брэндами', приходившими на ум иностранным респондентам, оказались автомат Калашникова и 'коктейль Молотова'.

Кремль убежден, что вину за столь искаженное представление о стране следует возложить на группу людей, к которой отношусь и я сам - иностранных корреспондентов, работающих в Москве. В 2001 г. помощник Путина Сергей Ястржембский заметил: 'Образ России за рубежом выглядит . . . куда мрачнее и чернее, чем реальная действительность. В огромной степени имидж России в мире формируется иностранными журналистами, работающими в нашей стране'. Майкл Макфол (Michael McFaul) эксперт по России из Фонда Карнеги за международный мир (Carnegie Endowment for International Peace), утверждает: [Кремлевские консультанты и высокопоставленные чиновники] относятся к работающим в Москве журналистам с невероятной враждебностью. Они считают, что московские корреспонденты западных СМИ отражают исключительно точку зрения столичной либеральной интеллигенции'.

Кроме того, у них сложилось мнение, что западные СМИ находятся под чрезмерным влиянием олигархов, выступающих против Кремля, например Владимира Гусинского и Михаила Ходорковского, которые тратят сотни миллионов долларов на услуги западных пиаровских и лоббистских фирм. Когда бывшему главе Администрации президента Александру Волошину сообщили о негативной реакции западных СМИ на арест Ходорковского, он, как говорят, ответил: 'Кончатся деньги у 'ЮКОСа', иссякнет и поток этих статей'.

Обоснованно или нет, но российские власти несомненно считают, что западные СМИ проявляют необъективность. Они развернули пиаровскую кампанию, призванную улучшить имидж страны в глазах всего мира. Почему это произошло именно сейчас, ведь сегодня Россия нуждается в Западе меньше, чем когда-либо за последние 20 лет? Остается лишь предположить, что эта кампания - один из элементов подготовки к саммиту 'большой восьмерки' 2006 г., который состоится в России. Тогда, по словам Макфола, 'в Санкт-Петербург съедутся 7000 иностранных журналистов, ищущих сюжеты для репортажей'. Возможно, благодаря своим нефтяным ресурсам, Россия и не нуждается больше в финансовой помощи Запада, но Путин и его команда по-прежнему изо всех сил стремятся к тому, чтобы Россию приняли как равного за столом вершителей судеб сегодняшнего мира.

Маркетинг медведя

В конце 2003 г. Кремль решил, что главным инструментом улучшения имиджа страны должно стать государственное информационное агентство РИА 'Новости'. Прежнего директора агентства отправили на повышение, и на его место была назначена Светлана Миронюк, в прошлом работавшая одним из главных консультантов по пиару у Гусинского - одного из самых искушенных в области пиаровских технологий представителей 'старшего поколения' российских магнатов большого бизнеса. Миронюк весьма успешно рекламировала Гусинского перед западными инвесторами, отчасти за счет объединения усилий с западными пиаровскими фирмами, например 'APCO Worldwide' (Гусинский приобрел пакет ее акций). Миронюк было выделено щедрое финансирование (точный объем не разглашается), и поручено добиться для России того же, чего она добилась для Гусинского.

Кремль и РИА 'Новости' решили 'обойти' докучливых московских корреспондентов иностранных СМИ сразу с обоих флангов. Вскоре агентство начнет международное телевещание: для этого при нем создан англоязычный телеканал 'Russia Today' со штатом в 300 журналистов, из которых около 70 'импортированы' из-за рубежа. Кроме того, РИА 'Новости' взяло на работу в службу 'горячей линии' нескольких иностранных журналистов, известных своим позитивным отношением к Кремлю. Мало того: агентство начало выпускать на английском языке журнал 'Russia Profile', материалы для которого готовят его штатные сотрудники.

'Второй фронт' открылся в прошлом году, когда Москва создала Дискуссионный клуб 'Валдай', в рамках которого проводятся ежегодные конференции с участием зарубежных экспертов и журналистов: их приглашают в Россию за счет Кремля. Участники получают возможность пообщаться с видными деятелями российской политической арены. Им даже устраивают встречи с самим президентом Путиным: в прошлом году такая беседа продолжалась более трех часов, а в этом году - чуть меньше. Иностранных корреспондентов, работающих в Москве, в список приглашенных подчеркнуто не включают.

Пока результаты этих усилий по изменению имиджа России выглядят неоднозначно. 'Russia Today' все еще ожидает лицензии на международное вещание, так что о качестве и популярности его передач судить пока рано. Впрочем, телеканал уже приобрел у иностранных корреспондентов в Москве несколько анекдотическую репутацию (что, пожалуй, неудивительно, ведь для них он является конкурентом). Кремль потратил на его создание 30 миллионов долларов, а иностранных журналистов привлек в Москву, предлагая им зарплату в 60000 долларов в год и выше. Однако многие из этих 'импортированных' репортеров только что закончили факультеты журналистики, не знают ни слова по-русски и не обладают даже элементарными знаниями о российской истории и политической жизни. Для многих из них эта работа - нечто вроде 'развлекательной прогулки' - этакий 'академический отпуск' за кремлевский счет. Между ними и их российскими коллегами, которые знают о стране в 10 раз больше, но получают в два раза меньше, уже возникла некоторая напряженность.

Недавно я присутствовал на предварительном показе некоторых образцов продукции 'Russia Today' в его собственной студии, и они напомнили мне передачи студенческой радиостанции. Шестичасовые новости начались с того, что ведущая повернулась лицом не к той камере. Когда она говорила о волнениях в Ираке, на экране появились кадры, изображающие толпу разъяренных мусульман. Следующий репортаж касался ядерной программы Ирана, и фоном для него служили кадры с той же толпой.

Многие задаются вопросом: удастся ли телеканалу добиться независимости от Кремля? Когда я спросил Александра Бабинского, отвечающего в РИА 'Новости' за 'улучшение имиджа' России, будет ли канал заниматься журналистскими расследованиями, скажем, случаев коррупции в госаппарате, он ответил: 'Представьте себе, что вы наняли адвоката, и тот на первом же судебном заседании начнет рассказывать присяжным, что вы чудовище и лжец, что вы принимаете ванну раз в месяц и т.д. Вряд ли вам такое понравится, да?'. С другой стороны, по словам Бабинского, 'если мы только и будем твердить, какое отличное у нас правительство, наша аудитория не превысит двух человек'. Так что каналу придется тщательно выбирать линию поведения, чтобы не досадить Кремлю и одновременно не вызвать скуку у зарубежной аудитории.

Главным редактором канала стала двадцатипятилетняя журналистка Маргарита Симоньян, ранее входившая в кремлевский репортерский пул. По словам Симоньян, ей хватит сил противостоять любому давлению со стороны Кремля, но на просьбу назвать самый большой недостаток в деятельности Путина, она надолго задумалась, а потом сказала: 'Это огромная страна'. Когда я спросил, что она имеет в виду, последовала столь долгая и неловкая пауза, что я сжалился и сменил тему.

После предварительных показов возникает впечатление, что канал намерен избегать откровенной пропаганды и будет передавать критические в отношении Кремля сюжеты, которые уже стали достоянием большинства международных СМИ. Однако еще предстоит выяснить, действительно ли западная аудитория горит желанием смотреть 'мировые новости с российской точки зрения', т.е. кадры, закупленные у иностранных информационных агентств с комментариями вчерашних иностранных студентов. Единственным стимулом, побуждающим людей смотреть его передачи, могут стать оригинальные материалы на российские темы. Однако те передачи о самой России, что мне довелось увидеть, выглядят банальными - один документальный фильм посвящен буддистской медицине, другой рассказывает о староверах, а третий - о теннисистке Анастасии Мыскиной, причем эти три фильма крутят раз за разом в течение всего дня.

Привлечение элит

Если 'Russia Today' вряд ли завоюет широкую аудиторию, то другие стратегические задумки РИА 'Новости', особенно клуб 'Валдай' представляются более удачными. В этом году группу из 30 иностранных экспертов и журналистов, не входящих в корпус московских корреспондентов, пригласили совершить путешествие по Волге на теплоходе. По словам участников, на них произвел впечатление сбалансированный подход к подбору докладчиков на конференции - среди них были и непримиримые критики Кремля вроде политика-либерала Ирины Хакамады, и кремлевские консультанты, например, Сергей Марков. Как отмечает профессор Гарвардского университета Маршалл Голдман (Marshall Goldman), 'мы были просто ошеломлены уровнем открытости на этом мероприятии. Это, казалось бы, противоречило всему происходящему в стране'.

Миронюк убедила кремлевских 'тяжеловесов', в том числе министра обороны Сергея Иванова, главного специалиста по внутриполитическим политтехнологиям Владислава Суркова [так в тексте. Владислав Сурков - заместитель руководителя Администрации президента РФ - прим. перев.] и самого Путина - встретиться с гостями. 'То, что Миронюк удалось организовать такую длительную встречу с Путиным, свидетельствует о том, что она - человек влиятельный', - отмечает Дэвид Джонсон (David Johnson) из вашингтонского Центра оборонной информации (Center for Defense Information). Это был рискованный шаг - ведь иностранцы получили широкий доступ к Кремлю, известному своей 'непрозрачностью' и скрытностью - но он полностью оправдал себя. Особое впечатление на всех произвел Путин: он два с лишним часа отвечал на 'неудобные' вопросы экспертов по России без бумажки ли помощи советников. Вот как отзывается об этом Голдман: 'Меня просто поразило, насколько он владеет информацией. Этот человек, несомненно, впечатляет. Не может не впечатлять'.

Похвальных отзывов удостоились и другие инициативы РИА 'Новости' в области улучшения имиджа России, например, культурные мероприятия, которые агентство организовало в Лондоне и Нью-Йорке. Сегодня редкий визит Путина на Запад не сопровождается масштабной выставкой российских произведений искусства; зачастую они проводятся при спонсорской поддержке дружественных Кремлю олигархов.

Кое-кто относится к инициативам агентства с пренебрежением, называя их откровенно пропагандистскими. На самом же деле они ничем не отличаются от аналогичных усилий других богатых стран по улучшению культурных и дипломатических отношений с международным сообществом. Аномальными выглядят не сами попытки России выступить на арене 'публичной дипломатии', а тот факт, что она так долго от них воздерживалась. Ее 'разъяснительная работа' на Западе порой отличалась некомпетентностью - даже в прошлом году, в ходе 'юкосовской эпопеи' и 'оранжевой революции' Кремль слишком часто отгораживался от мира стеной молчания, предоставляя дружественным иностранным бизнесменам обосновывать целесообразность его действий. Корпорация 'British Petroleum', встревоженная внезапным охлаждением отношений между Россией и ЕС, даже создала специальный отдел, которому поручено налаживание диалога между сторонами.

Само по себе стремление улучшить имидж России в мире заслуживает только одобрения. Тем не менее, я думаю (или хотя бы надеюсь), что о московских корреспондентах зарубежных СМИ, в том числе и вашем покорном слуге, все же нельзя сказать, что они относятся к России с предубеждением или плохо информированы о происходящем в стране. В конце концов, мы здесь живем! Климат в России на самом деле холодный. И в какой-то степени страной действительно управляет КГБ. Да и медведи порой бродят по улицам, хотя бы на Крайнем Севере [так в тексте - прим. перев.]. Если мы предоставляем трибуну антикремлевски настроенным аналитикам или олигархам, то причина, возможно, кроется в том, что они по крайней мере готовы с нами говорить. Несмотря на все усилия РИА 'Новости', добиться интервью у членов правительства или 'разглядеть' то, что происходит за высокими стенами Кремля, нам и сегодня крайне трудно. Если кто-то из высокопоставленных кремлевских деятелей дает длинное интервью - а такое происходит два-три раза в год - это превращается в событие общенационального масштаба, по крайней мере для иностранных наблюдателей. Очевидно, раз уж имидж России во многом создается московскими корреспондентами иностранных СМИ, стоило бы пошире открыть перед этими 'журналюгами' двери Кремля?

Вполне возможно, Путину действительно удастся улучшить отношение к России на Западе. Но при этом возникает опасность, связанная с 'двойными стандартами'. Хотя РИА 'Новости' постепенно открывает кремлевские ворота для иностранных экспертов и журналистов, российские СМИ по-прежнему остаются под жестким контролем. Да, иностранные эксперты и журналисты получили возможность три часа без всяких ограничений задавать вопросы Путину, но ни один их российский коллега на этой встрече не присутствовал. Другими словами, иностранную аудиторию Кремль удостаивает откровенного разговора. Когда же он проявит такое же уважение к аудитории российской?

web exclusive