Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Кремль пытается ограничить деятельность частных организаций

Путина уже давно подвергают критике за укрепление режима собственной политической власти

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Нижняя палата парламента в предварительном порядке одобрила законопроект, согласно которому десятки тысяч российских организаций должны будут проходить регистрацию в министерстве юстиции. Закон, в случае его принятия, ограничит получение ими финансовой помощи, прием на работу иностранцев, а также запретит иностранным организациям открывать свои отделения в России.

МОСКВА - В среду Россия начала осуществление мер, направленных на усиление государственного контроля над деятельностью благотворительных и прочих частных организаций, в том числе, имеющих всемирную известность. Этими мерами она стремится ограничить иностранную поддержку политической деятельности в стране.

Нижняя палата парламента в предварительном порядке одобрила законопроект, согласно которому десятки тысяч российских организаций должны будут проходить регистрацию в министерстве юстиции. Закон, в случае его принятия, ограничит получение ими финансовой помощи, прием на работу иностранцев, а также запретит иностранным организациям открывать свои отделения в России.

Данный законопроект может еще претерпеть существенные изменения, однако при сохранении его в нынешней редакции такие организации, как Фонд Форда (The Ford Foundation), 'Гринпис' или 'Международная Амнистия' (Amnesty International) будут вынуждены закрыть свои представительства в России и зарегистрироваться в качестве чисто российских объединений. Однако в законопроекте не совсем ясно определено, каким образом организации могут это сделать. Кроме того, в нем имеется ряд ограничений, затрудняющих данный процесс.

Хотя некоторые сторонники законопроекта отстаивают его, называя данную меру попыткой наведения порядка в регистрации 450000 частных организаций, другие заявляют, что он направлен на предотвращение иностранных усилий по поддержке движений политической оппозиции, подобных тем, что пришли прошлой осенью к власти после 'оранжевой революции' на Украине. Рассмотрение данного законопроекта началось вслед за резкими высказываниями президента Владимира Путина и директора преемницы КГБ Федеральной Службы Безопасности о том, что иностранные организации зачастую действуют в ущерб интересам России. Россия уже приняла меры по закрытию ряда объединений, которые она обвиняет в экстремизме, например, Общества российско-чеченской дружбы.

'Дайте нам самим решать внутриполитические проблемы России', - сказал этим летом Путин, критикуя неправительственные организации, занимающиеся, по его словам, политической деятельностью.

Путина уже давно подвергают критике за укрепление режима собственной политической власти, несмотря на декларируемую им приверженность демократии. А новый законопроект вызвал еще больший объем такой критики.

'Это последний сектор гражданского общества, который еще не попал под контроль государства', - заявил во вторник на пресс-конференции заместитель директора московского представительства международной правозащитной организации 'Human Rights Watch' Александр Петров в надежде убедить парламент отвергнуть законопроект или, по крайней мере, внести в него поправки.

Критики законопроекта утверждают, что российские ограничения будут более строгими, чем те, которые действуют в отношении неправительственных организаций в большей части развитого мира, в том числе, в Большой Восьмерке, куда входит Россия.

Правовой анализ, проведенный неправительственными организациями, показал, что данный закон поставит Россию в один ряд с такими странами, как Туркменистан. В нем отмечается, что даже Казахстан, пытавшийся ввести подобные ограничения, в итоге от них отказался.

Представитель Госдепартамента Томас Кейси (Thomas H. Casey) сказал: 'Мы выразили свою обеспокоенность по данному вопросу российскому правительству и поддерживаем с ним тесную связь. Это лишь первый шаг в многоступенчатом процессе, когда предложение превращается в закон'.

Ранее в этом году директор Федеральной Службы Безопасности Николай Патрушев обвинил западные организации, в том числе, Корпус Мира и британскую медицинскую благотворительную организацию Merlin в том, что они являются фасадом для шпионской деятельности. 'Под прикрытием гуманитарных и образовательных программ в российских регионах они лоббируют интересы определенных стран и собирают секретную информацию по широкому кругу вопросов', - заявил в мае Патрушев депутатам парламента, говоря о частных организациях.

Его высказывания вызвали необычно сильные публичные упреки со стороны Соединенных Штатов и Великобритании. Однако тот закон, принять который Патрушев призвал в мае, стал базой одобренного в среду парламентом законопроекта, несмотря на волну критики, продолжающуюся с того самого момента, когда этот проект появился на повестке заседания Госдумы. Законопроект был принят 370 голосами против 18. Три депутата воздержались, а 56 не участвовали в голосовании.

Президент Буш поднимал данный вопрос во время встречи в прошлую пятницу с Путиным в южнокорейском Пусане. Советник президента США по национальной безопасности Стивен Хадли (Stephen J. Hadley) заявил тогда, что и Госсекретарь Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) обсуждала данную проблему во время визита в Россию. 'Я поднял этот вопрос во время моего последнего посещения Москвы, - добавил Хадли, - этот вопрос обсуждался и сегодня. Я должен сказать, что закон пока не принят, и я уверен, что он будет и впредь предметом дискуссии в российских органах власти'.

Когда Хадли попросили рассказать о подробностях, он заявил, что это была 'конфиденциальная беседа двух лидеров, а иногда такие вопросы можно более продуктивно обсуждать за закрытыми дверями'.

Два бывших члена Конгресса, Джон Эдвардс (John Edwards) и Джек Кемп (Jack Kemp), которые совместно руководят группой, занимающейся американской политикой в отношении России в Совете по международным отношениям (Council on Foreign Relations), на прошлой неделе написали Бушу письмо, в котором настоятельно потребовали от него выразить протест 'в самой откровенной форме'.

'Эта мера приведет к свертыванию плюрализма в России и сократит контакты между нашими обществами', - отметили они в письме.

В соответствии с российским законотворческим процессом, любой законопроект должен пройти три 'чтения', или голосования. Поправки чаще всего вносятся между первым и вторым чтением, которое назначено на 9 декабря.

Председатель верхней палаты парламента Сергей Миронов (а эта палата также должна утвердить законопроект, прежде чем он станет законом) заявил, что существует целый ряд оснований для ограничения иностранного влияния на российские организации и политическую деятельность. Но вместе с тем, он добавил, что законопроект в своем нынешнем виде явно нуждается в поправках. 'Важно не выплеснуть вместе с водой ребенка', - сказал Миронов в интервью.

Представитель Фонда Форда Стивен Солник (Steven Solnik) в телефонном интервью после голосования в парламенте заявил, что по-прежнему надеется на отмену ограничений в отношении иностранных организаций. По его словам, фонд ежегодно распределяет в России гранты на общую сумму в 10 миллионов долларов, причем деньги идут на счета российских организаций и государственных учреждений, занимающихся самыми разными проблемами, в том числе, вопросами образования, борьбы со СПИДом и искусства.

Даже если ограничения в отношении иностранцев будут сняты, главные положения, касающиеся российских организаций, скорее всего останутся. Их руководители заявляют, что по новому закону деятельность организаций будет подвергаться тщательной проверке со стороны представителей власти, у которых появятся новые полномочия и которые смогут в любой момент потребовать предоставления документов, подтверждающих, что данные организации не занимаются политической деятельностью или иной работой за рамками своих уставных функций.

'Я думаю, что этот законопроект является ошибочной попыткой навести порядок - причем порядок в их понимании - в деятельности неправительственных организаций, хотя эти организации нуждаются не в наведении порядка, а в развитии, - сказал Солник. - Им нужна атмосфера взаимного доверия и сотрудничества с государством, а не новый закон, который поставит данные организации под навязчивый государственный контроль'.