Номер от 12 декабря 2005 г. - Военный вертолет доставляет вас на один из лучших горнолыжных курортов Европы. Это не Франция и не Швейцария, а юг России - Красная Поляна в горах Кавказа на высоте 2800 м. Среди любителей горных лыж, стремящихся в 'русский Куршевель (Courchevel)' - президент Владимир Путин. Но иностранцам это название ни о чем не говорит.

И в этом вся проблема. Еще год назад Путин заявил о важности туризма для страны, но российская туристическая индустрия в упадке. В этом году число иностранных туристов сократилось почти на 10 процентов до 3 миллионов - в советские времена сюда приезжало до 7 миллионов туристов ежегодно. 'Это смешные цифры для такой страны, как Россия', столь богатой культурой и природными красотами, говорит Сергей Шпилько, президент Российского Союза туристской индустрии.

Казалось бы, туризм в России должен процветать. Коммунизм в прошлом. Москва и Санкт-Петербург сверкают в лучах новой космополитической роскоши. Однако, о расцвете туризма говорить не приходится. Причиной тому в туристическом бизнесе считают бюрократические проволочки, неразвитую инфраструктуру, низкое качество услуг, опасения, связанные с безопасностью пребывания и, прежде всего, расходы. Стоимость поездки на неделю в Москву или Санкт-Петербург за последние четыре года выросла в три раза и составляет $1700. Гораздо дешевле поехать в любую из соседних восточноевропейских стран (которые гораздо ближе к Европе и зачастую более привлекательны). 'Рядовой французский или немецкий турист среднего класса предпочитает ехать в Польшу или Турцию, где цены в три раза ниже', - говорит Людмила Ширенова, сотрудник московского туристического агентства 'Аэротур'.

Следующая проблема - гостиницы. Сейчас проблематично даже найти место в отелях Москвы или Петербурга. В последние годы сюда нахлынули иногородние бизнесмены, подстегнув рост цен и заняв номера, в которых при введении системы скидок могли бы проживать менее обеспеченные туристы. Вместо того чтобы строить новые гостиницы, правительство Москвы, похоже, намерено и далее проводить свой курс на гостиницеубийство. В последнее время было потеряно несколько тысяч номеров в снесенных гостиницах. Среди них - знаменитая гостиница 'Москва' в двух шагах от Красной площади; о ней напоминает лишь изображение на этикетке водки 'Столичная'. Еще один реликт советских времен - гостиница 'Россия' с ее дешевыми номерами и видами прямо на собор Василия Блаженного - также предназначена к сносу.

В этом частично повинен бум на московском рынке недвижимости. Притом, что цены растут столь быстро, а спрос на новые квартиры кажется безграничным, инвесторы нехотя вкладывают деньги в такие долгосрочные проекты, как гостиницы. Так что, хотя город собирается принимать к 2010 г. 5 миллионов туристов, ему вряд ли удастся достичь своей цели.

Порой туристам может показаться, что менее всего правительство заинтересовано. . . да, в туристах. Совсем мало указателей на английском или любом другом языке, кроме русского. В сентябре для иностранцев была введена новая миграционная карта - напечатанная, естественно, только по-русски. Бюрократия разрушает добрую волю туристов еще до того, как они приедут в страну. В то время как страны Восточной Европы и Юго-Восточной Азии упрощают визовый режим, Россия делает его все более анахроничным. Туристы, путешествующие самостоятельно (а также те, кто направляются в деловую поездку) должны раздобыть официальное 'приглашение' для того, чтобы получить визу, которая стоит от $140 (в среднем) до $300. Сравните это с $42, которые россияне платят за визу в Европу. Между тем, после того, как Украина в этом году упростила свой визовый режим, поток туристов в эту страну возрос.

Санкт-Петербург, бриллиант в туристической короне России, столкнулся в этом году с гигантским 19-процентным спадом туризма, несмотря на то, что ЮНЕСКО признала его восьмым по привлекательности туристическим объектом в мире. Это связано с ростом числа ограблений, равно как мелким вымогательством со стороны милиции и других чиновников. Стремясь исправить имидж Петербурга, его власти объявили в октябре о наборе добровольцев для оказания помощи туристам на улицах города.

Туристический бизнес взывает о помощи к правительству. В прошлом году Россия потратила смешную сумму в 3 миллиона рублей на рекламу страны за рубежом - почти в три раза меньше, чем крошечная Словения. 'Они говорят: извините, мы только что вложили 30 миллионов в 'Russia Today'', - говорит Синицын, имея в виду информационный телеканал, созданный Кремлем. Интересно, спрашивает он, как с его помощью бюрократы собираются привлекать иностранных туристов? Тем временем, склоны Красной Поляны пусты. Здесь бывают лишь немногочисленные иностранные смельчаки, которые могут позволить себе полет на вертолете. 'Я действительно считаю, что больше нигде не удастся так покататься на лыжах', - говорит Джеймс Морленд (James Morland), управляющий директор фирмы 'Elemental Adventure', которая за трехдневную поездку берет 1226 фунтов плюс перелет.

Если президент Путин будет проводить свою линию, то вскоре ситуация может измениться. Российское правительство планирует вложить несколько миллиардов в развитие Красной Поляны, чтобы превратить ее в курорт мирового класса в рамках выдвижения кандидатуры Сочи на место проведения Олимпиады-2014. От подобного изменения отношения будет зависеть развитие туризма в остальной России.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.