Москва, 8 декабря 2005 года. Вчера прозвучал похоронный звон по одному из самых стойких символов Советского Союза, когда производители величественного, но хронически ненадежного автомобиля "Волга" объявили о том, что, начиная с 2007 года, его выпуск прекращается.

"Волга" поступила в продажу в 1956 году как результат попытки доказать, что Советы могут производить столь же большие и роскошные авто, что и американские модели. "Волга" оставалась символом статуса для миллионов советских граждан вплоть до краха коммунизма. Советские граждане страстно желали иметь этот автомобиль по причине сравнительно элегантной формы кузова, мощного двигателя и просторного салона - по меньшей мере, в сравнении с единственной другой моделью, которая была доступна большинству людей - тесной и похожей на коробку "Ладой" ("Жигули").

"Волга" была любимым автомобилем партийных чиновников среднего класса; высшие чиновники разъезжали в лимузинах "Чайка". Некоторые владельцы называли "Волгу" "русским Мерседесом".

"Волги" и "Лады" по-прежнему господствуют на дорогах в республиках бывшего Советского Союза. Но сегодня, когда Россия готовится вступить во Всемирную торговую организацию, их конкурентами являются более дешевые и более надежные иностранные автомобили, особенно из Японии, Южной Кореи и Китая.

Приватизированный в 1994 году, Горьковский автомобильный завод (ГАЗ), который выпускает также автофургоны и грузовые автомобили, в прошлом году продал всего 50000 "Волг", цена которых начинается с 7000 долл. США. Для сравнения, компания "Ford" рассчитывает в следующем году продать в России 60000 своих автомобилей модели "Focus" по цене около 10000 долл. за штуку.

Пресс-секретарь ГАЗ'а Сергей Луговой сказал: "Стратегическим планом развития производства на нашем заводе предусматривается выпуск грузовых автомобилей".

После заявления о прекращении выпуска "Волги" владельцы автомобилей этой марки завалили ГАЗ сообщениями по электронной почте, в которых выражали свое сожаление по поводу кончины национального символа. Пятидесятиоднолетний Анатолий Сафаров, шофер, ездящий на "Волге" более 20 лет, заявил корреспонденту газеты "The Times", что предпочитает это авто "Мерседесу" или BMW. "Возможно, они лучше в техническом отношении или более скоростные, но это классический автомобиль, который сегодня стал частью нашей истории", - сказал он. - Конечно же, он ломается, но его всегда можно починить. Будет очень печально, когда на улицах Москвы не останется 'Волг'".

Его чувства, быть может, разделяет президент Путин, у которого есть белая "Волга" выпуска 1956 года, и который даже позволил президенту Бушу (George W. Bush) прокатиться на ней, когда тот в этом году приезжал в Москву.

Горьковский автомобильный завод был построен в 1930 году по распоряжению Иосифа Сталина, с помощью американской "Ford Motor Company". Его первый легковой автомобиль ГАЗ-А, выпущенный в 1932 году, базировался на модели Ford A.

К середине 1930-х годов инженеры отказались от американского прототипа и начали выпускать собственные модели, которые вскоре вступили в конкуренцию со своими западными соперниками.

Предшественник "Волги", автомобиль "Победа", выпущенный в 1946 году, получил признание во всем мире и даже экспортировался в Западную Европу, в том числе в Великобританию.

Но коронным достижением автозавода ГАЗ стал выпуск автомобиля "Волга" ГАЗ-21, который мог разгоняться до скорости 60 миль/ч (1 сухопутная миля = 1,609 км) за 34 сек и имел максимальную скорость 80 миль/ч. Этот автомобиль несколько раз модернизировался, но основная конструкция оставалась неизменной.

Одной из лучших черт автомобиля выпуска 2003 года, который мог похвастать не создающей помех для обзора панелью инструментов, было то, что "водителю и переднему пассажиру стало легче садиться и выходить из машины".

Лимузин с очень долгой карьерой

ГАЗ начал с выпуска легкового авто конструкции американской компании "Ford".

Автомобиль "Волга" ГАЗ-21 выпуска 1956 года был самым роскошным, какой только могли иметь советские граждане. При запуске этого автомобиля в производство команда из нескольких "Волг" совершила пробег по маршруту Москва-Крым.

После успешного полета в космос Юрия Гагарина ему подарили "Волгу".

Президент Путин позволил президенту Бушу-младшему поездить за рулем своей "Волги". "Мне так весело, - сказал Буш-младший, - что мы сейчас сделаем еще один круг".

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.