Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Антиамериканское большинство в России

Проблема не в Путине, а в том, что россияне не любят Америку

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
'Словесная война' между Москвой и Вашингтоном по вопросам демократии набирает обороты. Президент Владимир Путин ответил на замечания вице-президента США Дика Чейни, прозвучавшие на прошлой неделе в Вильнюсе, саркастическим вопросом: 'Куда только девается весь пафос необходимости борьбы за права человека и демократию, когда речь заходит о необходимости реализовать собственные интересы?'

'Словесная война' между Москвой и Вашингтоном по вопросам демократии набирает обороты. Президент Владимир Путин ответил на замечания вице-президента США Дика Чейни (Dick Cheney), прозвучавшие на прошлой неделе в Вильнюсе, саркастическим вопросом: 'Куда только девается весь пафос необходимости борьбы за права человека и демократию, когда речь заходит о необходимости реализовать собственные интересы?' Эксперты спорят, как далеко зашла Россия по пути к авторитаризму, - неограниченным полномочиям исполнительной власти - но никто не задумывается о главном: какое это вообще имеет значение?

Вице-президент и его единомышленники утверждают: если бы не Путин, США уже провели бы через Совет безопасности ООН жесткую антииранскую резолюцию, Россия открыла бы американским фирмам свободный доступ в свой энергетический сектор, что привело бы к увеличению предложения на мировом нефтегазовом рынке, и, соответственно, снижению цен, да и по всему спектру международных проблем Москва проявляла бы больше готовности идти навстречу Вашингтону.

Если бы!

Мы сильно рискуем, недооценивая высочайший уровень поддержки, которой пользуются в народе основные направления путинской политики. Среди россиян в возрасте от 18 до 24 лет - того самого поколения, что составило массовую базу 'цветных' демократических революций в Грузии и на Украине - рейтинг одобрения деятельности путинской администрации составляет 57% (кстати говоря, это вдвое выше уровня поддержи администрации Буша американцами из той же возрастной группы). Три четверти россиян заявляют, что за прошлый год их чистый доход увеличился. Кое-что, конечно, вызывает у населения недовольство, - прежде всего коррупция и засилье некомпетентной бюрократии - но общество отнюдь не стремится к радикальной смене режима, который, по его мнению, принес стране стабильность и процветание после провальных 1990-х.

И вообще, проявила бы демократическая Россия больше благожелательности по отношению к американским интересам? По данным социологических опросов, более 60% россиян считают, что США оказывают негативное влияние на обстановку в мире, а больше половины убеждены, что Америка проводит недружественную политику в отношении России. И хотя многие американцы тешат себя иллюзией, что большинство среди этих людей составляют представители старшего поколения, не избавившиеся от менталитета времен Холодной войны, истина заключается в том, что оплотом антиамериканских настроений в стране является как раз молодежь с высшим образованием из Москвы и Санкт-Петербурга - самых богатых и либеральных городов России.

Теперь посмотрим, как россияне относятся к Ирану. По результатам опросов, число людей, считающих, что экономические преимущества от продажи оружия Ирану важнее сохранения хороших отношений с США, вдвое превышает количество сторонников противоположной точки зрения. Более 60% респондентов не считают, что Иран угрожает безопасности России, а более 80% согласны с тезисом о том, что Иран вызвал гнев США не потому, что его режим угрожает миру и безопасности во всем мире, а из-за того, что он не позволяет американцам реализовать свои амбиции в регионе.

Все это явно противоречит идее о том, что россияне только и мечтают присоединиться к 'коалиции добровольцев' во главе с США для обуздания тегеранских клерикалов, однако авторитарные тираны, возглавляющие страну, игнорируют волю народа. Наоборот, любому российскому правительству, которое поддержало бы или приняло участие в силовой акции против Ирана, пришлось бы идти наперекор общественному мнению, а значит - нарушить один из основополагающих демократических принципов.

Вообще, трудно представить, по какому из важнейших международных вопросов последних лет подотчетное народу правительство России принимало бы иные решения, чем Путин. К примеру, 89% россиян выступали против участия российских войск в возглавляемой США антииракской коалиции.

Возможно, вице-президент США и другие ошибочно считают уступчивость Москвы по отношению к Вашингтону в 1990-е гг. доказательством того, что Россия, идущая по демократическому пути, занимала бы проамериканскую позицию. Но уступки России Западу по целому ряду вопросов - от расширения НАТО до интервенции на Балканах - были продиктованы не либерализмом, а слабостью. Россия образца 1996 г., полностью зависевшая от кредитов Международного валютного фонда, разительно отличается от России сегодняшней, чьи золотовалютные резервы составляют 225 миллиардов долларов, а объем Стабилизационного фонда - еще 60 миллиардов.

Общая приверженность демократическим ценностям может способствовать развитию отношений между странами, но она не заменит общности интересов. Если администрация Буша не способна найти точек соприкосновения с Путиным, - человеком, которого магнат Михаил Ходорковский, ныне находящийся за решеткой, как-то назвал большим либералом, чем 70% россиян - на каком основании она считает, что демократическая Россия стала бы более сговорчивым партнером США?

Николас К. Гвоздев - редактор журнала 'National Interest'

____________________________________________________________

Неужто Чейни действительно знает, что у Путина на душе? ("National Review", США)

Чейни рычит, Путин огрызается ("Newsday", США)

Почему Россия предлагает Америке 'потесниться' ("Time", США)