Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия проводит ренационализацию

В российской экономике происходит что-то странное

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В российской экономике происходит что-то странное. В России в огромных масштабах разворачивается поглощение успешных частных компаний неэффективными государственными. По данным Европейского банка реконструкции и развития, доля валового внутреннего продукта, обеспечиваемого частными компаниями, в прошлом году упала с 70 до 65 процентов. Эти поглощения нельзя объяснить ни возвратом социалистической идеологии, ни чисто стратегическими мотивами, ни заботой об эффективности экономики

Андерс Аслунд, старший научный сотрудник вашингтонского Института международной экономики (Institute for International Economics), описывает, как чиновники прибирают к рукам частные предприятия.

В российской экономике происходит что-то странное. В России в огромных масштабах разворачивается поглощение успешных частных компаний неэффективными государственными. По данным Европейского банка реконструкции и развития, доля валового внутреннего продукта, обеспечиваемого частными компаниями, в прошлом году упала с 70 до 65 процентов. Эти поглощения, которые происходят в самых различных секторах экономики - банки, нефтяная промышленность или автомобилестроение - нельзя объяснить ни возвратом социалистической идеологии, ни чисто стратегическими мотивами, ни заботой об эффективности экономики.

К 1999 году в частных руках находилось 90 процентов нефтяной промышленности. В последующие пять лет, по мере того, как уже работающие старые российские месторождения осваивались с помощью западных технологий и специалистов, объемы добычи нефти стали расти ежегодно в среднем на 8,5 процентов. В то же время стали расти и мировые цены на нефть, и государство, облагая нефтяные компании все более высокими налогами, начало наполнять казну.

В 2000 году "ЮКОС" уже платил 6 миллиардов долларов налогов - в 1995 году, когда его приватизировали, никто не думал, что он по стоимости бизнеса доберется до такой цифры, - тем самым доказав, что легализация и разумная налоговая политика в конечном счете дают намного больше, чем национализация. Параллельно повышалось и качество корпоративного управления. Вновь приватизированные компании тепло встречали на фондовом рынке, ожидавшем также обещанной приватизации компаний 'Роснефть' и 'Зарубежнефтегаз'.

Ренационализация началась в 2003 году. Первым заметным актом ренационализации стала покупка 'Роснефтью' небольшой нефтяной компании 'Северная нефть'. 'Роснефть' заплатила 600 миллионов долларов за активы, которые за два-три года до того были куплены всего за семь миллионов. Затем 'Роснефть' захватила 'ЮКОС'. Этот процесс, не завершившийся до сих пор, начался летом 2003 года: правительство начало систематическое разрушение компании путем беззаконных преследований и налогов, граничивших с конфискацией. Вскоре 'Роснефти' достанется то, что останется от "ЮКОСа".

В сентябре прошлого года началась совершенно другая ренационализация. Государственная компания 'Газпром' приобрела у дружного с Кремлем бизнесмена Романа Абрамовича, у которого при всем этом хватает ума жить в Великобритании, компанию 'Сибнефть'. 'Газпром' заплатил за контрольный пакет акций компании высокую рыночную цену в 13 миллиардов долларов.

Эта деятельность привела к дестабилизации всей отрасли - просто потрясающий результат, если учесть, что во всем мире в это время наблюдался нефтяной бум. Поскольку из-за преследований государственных органов менеджмент "ЮКОСа" не имел возможности эффективно управлять компанией, в ней начали падать объемы инвестиций и добычи. В деятельности 'Сибнефти' также наступил долгий перерыв, в результате чего добыча сократилась. В свою очередь, и 'Роснефть' мало инвестировала в добычу, потому что тратила все деньги на новые приобретения. Остальные частные компании, 'ТНК-ВР', 'ЛУКОЙЛ' и 'Сургутнефтегаз', осознали, что инвестировать слишком много или слишком быстро наращивать добычу стало опасно - и тоже остановились на скромных темпах роста. В 2005 году темп роста уровня добычи нефти упал до 2,7 процента, причем весь этот рост произошел только благодаря увеличению добычи частными компаниями. На текущий год правительство прогнозировало рост всего на 2 процента, однако за первые четыре месяца года в годовом исчислении он составил всего 1,7 процента.

Государство могло бы положить конец этому саморазрушению, начав новую приватизацию. Частные компании нужны России для того, чтобы разрабатывать новые месторождения, которые уже долгое время оказываются не по зубам государственным. Но вместо этого 'Роснефть' начинает переговоры о покупке еще одной частной компании конкурента - 'Сургутнефтегаза'. Руководители 'Роснефти' собираются привлечь международный многомиллиардный кредит, который позволит им выплатить долги и приобрести несколько фондовых опционов.

В банковской системе пять крупных государственных банков активно скупают небольших конкурентов. Время от времени их 'набеги' сопровождаются кампаниями, в ходе которых распространяются лживые обвинения в адрес конкурентов. В результате в банковском секторе сохраняется доминирование государства, а соотношение совокупной денежной массы к объему ВВП примерно на 10 процентных пунктов меньше, чем на в целом менее развитой Украине.

Казалось бы, в России должно быстро развиваться автомобильное производство, но здесь требуются немалые вложения со стороны международных компаний. Многие крупнейшие производители объявили о планах размещения в стране производственных заводов. Тем не менее, этим проектам чинятся разнообразные преграды. Тем временем 'Рособоронэкспорт' завладел гигантом 'АвтоВАЗ', который до сих пор не был реструктурирован и который теперь начнет получать огромные государственные субсидии. Это может привести к замедлению темпов развития автомобильной промышленности России.

Началось возрождение некоторых компаний в секторе тяжелого машиностроения - ярким примером здесь может служить 'Уралмаш'. Однако в прошлом году материнская компания 'Уралмаша' ОМЗ оказалась продана, непонятно почему, 'Газпрому'. Другую 'здоровую' частную корпорацию 'Силовые машины' продали 'Единым энергосистемам', добавив 'ЕЭС' очередную порцию непрофильных активов.

В непомерно раздутой авиапромышленной отрасли некоторым небольшим частным компаниям удалось добиться определенных успехов, но теперь им предстоит слияние с крупными и медленно умирающими государственными предприятиями в огромную корпорацию AiRUnion, три четверти акций которой будут находиться в руках государства (скорее всего, автор имеет в виду Объединенную авиастроительную корпорацию. AiRUnion - это объединение пяти российских авиаперевозчиков - прим. перев.). И нет никаких сомнений в том, что 'выскочки-вундеркинды' будут вытеснены крупными госкомпаниями, как бы плохо те ни работали, потому что на их стороне будут государственные субсидии.

Подобные тенденции распространяются в среде российского крупного бизнеса с всевозрастающей скоростью. У владельцев некоторых из покупаемых компаний есть друзья в Кремле, и, в результате сделки, они получают хорошие деньги. Другим, у кого близких отношений с Кремлем нет, платят мало, но они все равно продают свои компании из страха закончить так же, как Михаил Ходорковский.

____________________________________________________________

Андерс Аслунд: Безрассудство ренационализации ("The Moscow Times", Россия)

Андерс Аслунд: Соблазн неоимпериализма для России ("Le Figaro", Франция)

Андерс Аслунд: Закат Путина и ответ Америки ("Carnegie Endowment", США)