Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Может ли Россия добиться уважения?

Похоже, что Россия ожидает, что признание ее великой державой позволит Москве играть более значимую роль в международных делах, чем она играла, когда ее считали слабой

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На состоявшемся недавно в Санкт-Петербурге саммите "Большой восьмерки" президент России Владимир Путин и другие кремлевские чиновники изо всех сил старались дать понять, что Россия снова стала великой державой. Западная пресса также все чаще называет Россию великой державой. Это новая точка зрения была обобщена на обложке журнала "The Economist" словами "Как относиться к сильной России", напечатанными под фотографией сурового Путина, изображенного на фоне огромного российского флага.

На состоявшемся недавно в Санкт-Петербурге саммите "Большой восьмерки" президент России Владимир Путин и другие кремлевские чиновники изо всех сил старались дать понять, что Россия снова стала великой державой. Западная пресса также все чаще называет Россию великой державой. Это новая точка зрения была обобщена на обложке журнала "The Economist" от 15 июля словами "Как относиться к сильной России", напечатанными под фотографией сурового Путина, изображенного на фоне огромного российского флага.

Ширящееся признание западными средствами массовой информации того факта, что Москва возрождается как великая держава, несомненно, доставляет удовольствие Путину в частности и россиянам вообще. Однако, отставив в сторону вопрос о том, действительно ли Россия вновь стала сверхдержавой, хочется спросить: что означает для России признание ее великой державой?

Путин и многие его соотечественники, судя по всему, думают, что это принесет им большую пользу. Они убеждены, что Америка и Запад игнорировали интересы Москвы, когда считали Россию слабой. Например, вопреки желанию Москвы НАТО расширилась в Восточную Европу и Прибалтику, а также осуществила военное вторжение в Сербию. Кроме того, Америка поддержала демократические "цветные революции", которые привели к власти антироссийских лидеров на Украине и в Грузии. Действительно, существует длинный список обид России на Запад, особенно на Соединенные Штаты.

Русские считают, что если Америка и Запад делали все это потому, что считали, что слабость России позволяет им это делать, то осознание того, что Россия вновь стала сильной, изменит их поведение. Более того, Россия, судя по всему, ожидает, что принятие ее как великой державы заставит Америку и другие страны вести себя с большей осторожностью и не делать ничего из того, что могло бы раздражать Москву. Похоже, что Россия ожидает, что признание ее великой державой позволит Москве играть более значимую роль в международных делах, чем она играла, когда ее считали слабой.

Насколько реалистичны эти ожидания? Россия и любая другая страна признают Америку великой державой. Однако это не привело к тому, чтобы Россия или многие другие страны старались избегать делать или говорить что-либо, что могло бы вызвать недовольство Вашингтона. Более того, тот самый факт, что Америка является великой державой, побудил Россию и многие другие страны выступать против нее.

Из этого можно сделать вывод, что чем больше стран будут признавать Россию великой державой, тем сильней они будут сопротивляться ей.

Действительно, антироссийские настроения во многих соседних с Россией странах объясняются скорее не американскими интригами (как это любит объяснять Москва), а естественной реакцией на жесткую политику самой Москвы. Чем больше Путин требует, чтобы другие что-то делали или не делали потому, что Россия - великая держава - требует этого, тем больше вероятность того, что эти страны будут опасаться Москву и будут пытаться сопротивляться ей.

Исполнение желаний Москвы потому, что Россия снова стала великой державой - именно этого, судя по всему, ожидает Путин. Однако если его ожидания действительно заключаются в этом, то он - и многие россияне - скорее всего будут разочарованы. Путин прав в мысли о том, что России трудно добиваться своего, если другие не считают ее сверхдержавой. Однако как показывает опыт Америки, даже страна, которая бесспорно является великой державой, далеко не всегда добивается своего. А страна, чьи претензии на статус великой державы вызывают еще больше вопросов, скорее всего столкнется с еще большими трудностями, если попытается вести себя как настоящая сверхдержава.

Суровая правда заключается в том, что всем странам, независимо от того, являются они великими державами или нет, трудно добиваться своего. В действительности отличие между теми сверхдержавами, кому это удалось, и теми, кто не добился в этом успеха, заключается в том, что первые преследуют цели, которые отвечают интересам других стран и, таким образом, получают их поддержку. А последние наоборот, преследуют цели, которые не отвечают интересам других стран и поэтому сталкиваются с их сопротивлением.

Марк Кац - преподаватель государственного управления и политологии в Университете им. Джорджа Мейсона (George Mason University)

___________________________________________________________

Россия: сильная или слабая? ("United Press International", США)