В последние дни картина заметно прояснилась. Теперь масштабная демонстрация силы очевидна всем. Для достижения своих целей Россия вновь решила не прибегать к утонченным средствам. Официально приобретение ею 5 процентов акций EADS, материнской компании Airbus, служит подключению панъевропейского аэрокосмического и оборонного концерна к начатой президентом Владимиром Путиным кампании промышленной модернизации. Компании, переживающей трудные времена, сулят новые рынки. Москва во всеуслышание объявила о намерении приобрести 22 новых самолета среднего класса Airbus А350. - Дайте нам место в совете директоров, - говорят русские, - или пеняйте на себя.

Это гамбит представляет собой еще один пример жесткого подхода Кремля к ведению дел с Западом, в полной мере проявившегося на этой неделе, когда Россия неожиданно аннулировала заключение экологической экспертизы по нефтяному проекту Royal Dutch Shell 'Сахалин-2' стоимостью 20 млрд. долларов, а вчера предъявила претензии концерну Exxon Mobil, ведущему проект 'Сахалин-1'. Как эти маневры, так и способ приобретения акций EADS - и поставленные при этом требования - показывают, что Путину проще запугивать, чем сотрудничать. Государственный 'Внешторгбанк' втихую скупал акции, пока не дошел до порога, когда ему пришлось сообщить компании о приобретенном пакете. Не исключено, что с тех пор он покупал новые акции. Да, русские умеют находить выгодные инвестиции: акции были куплены после того, как прошлой весной EADS потерял половину своей стоимости из-за задержек с началом производства широкофюзеляжного самолета А380 и последовавшей за этим сменой руководства.

То, что они подошли к делу серьезно, подтверждает тот факт, что, по данным российской прессы, 'Внешторгбанк' покупает акции для Объединенной авиастроительной корпорации, которую Путин решил создать из обломков советской авиационной промышленности. В течение многих лет Советский Союз продавал за рубеж пользующиеся дурной славой самолеты Туполева лишь потому, что мог навязать их своим сателлитам, не имевшим права отказаться. Теперь Путин хочет создать в России сильную авиационную промышленность - и кто его упрекнет, взглянув на статистику авиакатастроф, в которые попадали российские самолеты? Он выбрал для этого кратчайший путь - посредством фондового рынка вынудить EADS поделиться технологиями с Россией. Теперь российский пакет акций EADS сравним с испанским, а Испания - участник пакта, связывающего французское государство, французскую медиа-группу Lagardere и немецкий концерн Daimler Chrysler. Вместе они контролируют 51 процент акций компании.

Вопрос о том, что делать Западу и, в частности, Европе, когда начнется приток капитала из богатой нефтью России, определенно непростой. Но причины, по которым Путину следует отказать в его притязаниях на EADS, очевидны.

Во-первых, EADS - это не просто авиастроительный концерн. Хотя на долю аэробусов приходится более 60% его дохода и 80% прибыли, EADS также разворачивает оборонную деятельность. Он производит вертолеты, компоненты для боевых самолетов, разведывательные системы, ракеты и электронику для вооруженных сил. Среди его клиентов - большинство армий Европы. Он стремится к расширению сотрудничества с Пентагоном и более активному присутствию на американском рынке. Захотят ли эти клиенты покупать боевую технику у компании, в совете директоров которой - большой друг Ирана и Сирии? Присутствие члена совета директоров из России несомненно нанесет ущерб бизнесу EADS.

Во-вторых, нет причин всерьез относиться к постулату русских о том, что член совета директоров упростит процесс промышленного сотрудничества и возможной передачи технологии. Несомненно, нельзя упустить шанс войти на российский рынок. Но EADS должен свободно решать, какого рода сотрудничество он будет вести со своими ключевыми партнерами, и не принимать такие решения в условиях шантажа пятипроцентным пакетом и возможными контрактами. Члены совета директоров имеют доступ к секретной и стратегической информации.

В-третьих, допуск России в совет директоров стал бы для компании шагом назад, в те дни, когда оборонной промышленностью руководили правительства. В то время, как Lagardere и DaimlerChrysler пытаются совместными усилиями избавить компанию от своекорыстных интриг французского правительства, человек Кремля в совете директоров ей не нужен. Управление компанией уже затруднено наличием двух сопредседателей правления и двух сопредседателей совета директоров - в каждом случае - от Германии и от Франции. Не потребует ли Россия назначения двух русских?

Арно Лагардер (Arnaud Lagardere) и Манфред Бишоф (Manfred Bischoff), возглавляющие EADS, были совершенно правы, отказав России в просьбе пересмотреть пакт акционеров компании. Но многие ожидают, что Путин повторит свои требования в ходе трехстороннего саммита с президентом Франции Жаком Шираком и канцлером германии Ангелой Меркель в эти выходные. Ходят слухи, что президент Франции готов удовлетворить его просьбу.

Прозвучат обычные аргументы о необходимости 'вовлечения' России вместо противостояния. Советские и российские лидеры часто играли картой 'вовлечения', шепча на ухо западным партнерам: 'Помогите нам на наших условиях или вы усилите темные, антизападные силы в российском обществе. Обычно Москва рассчитывает на то, что ей удастся найти одного-двух полезных идиотов, которые будут выражать эту позицию. Предшественник Меркель Герхард Шредер был сторонником вовлечения России любой ценой. Немногие внимательно слушали речь тогдашнего канцлера по случаю торжественного запуска программы А380 в январе 2005 г. EADS, заявил он тогда, должен привлекать новых партнеров, прежде всего, Россию. Теперь Шредер - глава одной из дочерних компаний 'Газпрома'.

Кажется, Путин не собирается предлагать работу Шираку после того, как тот покинет свой пост в мае будущего года. Но, в любом случае, французский президент должен понимать, что у него нет причин задабривать Россию во имя 'сотрудничества'. Если это то, чего действительно хочет Россия, то давать Москве ключ к EADS совершенно необязательно.

П. Бриансон - парижский корреспондент Breakingviews.com

__________________________________________________________

Европа перед лицом российского государственного капитализма ("Les Echos", Франция)

Путин заставит Shell внимательно слушать себя ("The Financial Times", Великобритания)

EADS отвергла Россию. Россия предупреждает EADS ("The Times", Великобритания)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.