МОСКВА - Кто может похвастать тем, что его товар - самый дорогой в мире? Тот, кто продает его классу избранных россиян.

Богатых россиян.

На прошлой неделе продавцы толпами ринулись в Москву, чтобы установить там свои выставочные стенды, предлагающие широчайший выбор дорогостоящих товаров - от самолетов и яхт до частных островов и более знакомых предметов роскоши.

Продавцы закинули свои удочки в надежде поймать хотя бы взгляд или намек на заинтересованность российских нефтяных баронов, промышленных магнатов и прочих людей, происхождение состояний которых довольно смутно.

Среди этих продавцов был и Майкл Моррен (Michael Morren), щеголеватый бизнесмен из Швейцарии в изысканном костюме в полоску, продававший высококлассные мобильные телефоны компании GoldVish. Обычно телефонные трубки от GoldVish уходят по цене от 18 до 150 тысяч долларов. Немного дороже, чем Nokia или Motorola, не правда ли? Но для посетителей второй ежегодной московской "Выставки миллионеров" даже цены GoldVish казались слегка неподходящими. Какова же цена украшенного бриллиантами мобильного телефона господина Моррена? Всего-то 1 миллион 270 тысяч долларов.

Прошло лишь пять лет с начала нефтяного бума, а Москва уже становится одним из самых выгодных рынков предметов роскоши. В ней насчитывается 25 миллиардеров, а общее число российских миллионеров достигло солидной цифры в 88 тысяч.

Телефон GoldVish, например, сверкает бриллиантами в 120 карат, а его корпус изготовлен из белого золота. На тот случай, если это сияние все же не привлечет внимания покупателей, Моррен нанял модель-блондинку, чтобы та держала в руках табличку с надписью "Сертификат самого дорогого мобильного телефона".

Оспаривать это утверждение никто не решился.

"Кто-то надевает прекрасные часы и дорогие украшения, - объясняет президент компании GoldVish Моррен, - и тут звонит телефон. Он не подходит ко всему остальному. Это кусок пластмассы. И мы делаем так, чтобы он гармонировал".

Хотя значительная часть нефтяных денег все же попадает к простым людям, богатый класс российской элиты совершенно определенно становится все состоятельнее. Об этом говорит старший экономист из московского "МДМ-Банка" Питер Уэстин (Peter Westin).

По его словам, пропасть между богатыми и бедными в России становится все шире, хотя она пока не так велика, как в Соединенных Штатах. Это подтверждают и статистические исследования Всемирного банка. Возможно, такая ситуация вызвана тем, что бедность в этой стране снижается, а богатых людей здесь все же меньше, чем в Америке. Однако они стараются наверстать упущенное.

"Русские всегда любили роскошь, но жили в бедности", - говорит социолог Ольга Крыштановская, занимающаяся изучением российской элиты. "Эта любовь к роскоши известна под названием "дворцовый стиль". В крошечной московской квартире мы обычно вешаем гигантскую хрустальную люстру, совсем как во дворце".

И с каждым годом, приносящим дальнейшее увеличение цен на товары, очень богатые русские все больше осваивают манеры и стиль жизни арабских нефтяных шейхов, а также их привычку к расточительству.

Банкир Андрей Мельниченко в возрасте 33 лет женился на модели из Сербии. Свадебная церемония, прошедшая в сентябре прошлого года недалеко от Канн, обошлась ему в 40 миллионов долларов. Это было событием года для российских олигархов. Для церемонии бракосочетания в России была разобрана церковь, которую затем перевезли во Францию и там собрали.

Есть богатые люди. А есть богатые русские.

"Многие состоятельные люди здесь не говорят о том, как они зарабатывают деньги, - говорит представитель фирмы Bugatti Карстен Джакоб (Karsten Jacob), продающий на выставке спортивные автомобили, - они ходят в кроссовках и спортивных костюмах. Они подходят к автомобилю ценой в 1,3 миллиона евро и спрашивают: "Где его можно купить?""

Джакоб стоит возле спортивной машины ручной сборки Bugatti Veyron стоимостью 1,65 миллиона долларов, которая была сделана во Франции. Максимальная скорость автомобиля более 400 километров в час. В выходные дни выставочный образец продали анонимному российскому покупателю, который заплатил за него полностью.

Такое потребление напоказ нашло свое отражение в новом анекдоте. Один богатый бизнесмен говорит своему другу, что купил себе галстук за 100 долларов. "Ну и дурак, - отвечает друг, - в магазине напротив такой же галстук можно купить за 200 долларов".

Посетитель выставки Вячеслав Никишин говорит, что современная история России показывает: дикое стремление к трате денег - это не такая уж и глупость.

"Трать, пока можешь" - вот лозунг, формирующий поведение. И он вполне закономерен, если учитывать зачастую непродолжительное процветание и известность предпринимателей, магнатов бизнеса и прочих денежных мешков в неспокойной деловой атмосфере России.

Класть деньги в банк тоже порой рискованно, поскольку банковские кризисы в России случаются довольно часто. "Нет смысла класть их в банк, - говорит Никишин, - у нас есть печальный опыт".

Начавшая свою жизнь в 2002 году в Нидерландах и переезжающая с места на место "Выставка миллионеров" имела наибольший успех в Москве. В других местах ее проведения - Амстердаме, Каннах, Шанхае, бельгийском Кортрейке - люди приходили в основном, чтобы поглазеть. Русские же приходят, чтобы покупать.

По словам пресс-секретаря выставки Натальи Задворной, в прошлом году продавцы в Москве заработали 600 миллионов долларов, продавая позолоченные компьютерные мыши, спортивные машины с изящными обводами, виллы на побережье Дубаи, а также сдавая напрокат яхты для вояжей по Карибскому морю. Для сравнения: выставка в Амстердаме, прошедшая в этом году, принесла 300 миллионов долларов от продаж.

Московская выставка все больше притягивает к себе внимание. В 2005 году ее посетили 25 тысяч человек. В нынешнем году, как говорит Задворная, в это изобилующее стендами и площадками для показа место заглянуло 40 тысяч посетителей. Неудивительно, что здесь присутствовал не просто налет, а толстый слой безвкусицы.

На одном из стендов компания торговала виллами на одном из панамских островов. Когда-то островом владел герой ковбойских фильмов актер Джон Уэйн (John Wayne). Чтобы подтолкнуть процесс продаж, там выставили девушку-модель, изображавшую ковбоя: с банданой, в жилетке, с патронташем и револьверами. Но вместо одежды на ней была лишь краска для тела.

Еще в одном месте продавали золотую соску-пустышку.

Изготовитель драгоценных телефонов компания GoldVish продала на выставке 15 аппаратов, хотя тот - за 1,27 миллиона долларов - остался нереализованным. Несмотря на изобилие золота и бриллиантов, телефон этот вполне работоспособен: там есть функция Bluetooth, камера, МР3-плеер и функция передачи текстовых сообщений. И подзарядка в наличии - конечно же, покрытая золотом.

___________________________________________________________

Праздногархи ("The Times", Великобритания)

Российский средний класс создает потребительский бум ("The Financial Times", Великобритания)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.