Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Семен Вайншток - нефтяной президент с горячим нравом

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Глава нефтяной компании 'Транснефть' Семен Вайншток умеет подливать масло в огонь, и этого качества у него не отнять. Своими резкими высказываниями он еще больше подогревал конфликт между Москвой и Минском

Глава нефтяной компании 'Транснефть' Семен Вайншток умеет подливать масло в огонь, и этого качества у него не отнять. Своими резкими высказываниями он еще больше подогревал конфликт между Москвой и Минском.

В понедельник 8 января Вайншток с негодованием заявил, что белорусское руководство посягнуло на 'священную корову'. По его словам, Белоруссия незаконно отобрала 79 тыс. тонн нефти из нефтепровода 'Дружба'. На дружеский акт это, действительно, не похоже.

В ответ Вайншток дал указание прекратить подачу нефти по нефтепроводу. Надо думать, что он принял такое решение не без согласия президента Владимира Путина.

Вайншток - реликт из старого времени

В конце 1999 года Семен Вайншток был назначен главой государственной нефтетранспортной монополией 'Транснефть'. Конфликт с Белоруссией вокруг нефтепровода 'Дружба' стал самым сложным испытанием для него на этом посту. Вайншток пока имеет поддержку Путина, но так как он, в отличие от шефа 'Газпрома' Алексея Миллера, не входит в круг доверенных лиц российского президента, он должен действовать очень осторожно.

Прежде всего, это 'фракция силовиков' в Кремле, которая хотела бы как можно скорее убрать Вайнштока и посадить на его место своего человека. Дружба с главой кремлевской администрации Сергеем Собяниным, по крайней мере, все же защищает его от открытых нападок.

Несмотря на то, что Вайншток производит впечатление деятеля науки, далекого от реальной жизни, он умеет маневрировать, добиваться своего и ни в коем случае не страдает от недостатка самоуверенности. Как-то в одном радиоинтервью Вайншток сказал о себе следующее: 'За весь период моего трудового стажа, а у меня уже стаж превышает 40 лет, у меня не было ни одного неудачного проекта'.

Работник умственного труда подался в бизнес

Семен Михайлович Вайншток родился в Молдавии в селе Климауцы. После посещения техникума и окончания инженерно-строительного института он поступил в аспирантуру Тюменского нефтегазового университета.

Но он все же не остался в науке, а пошел в бизнес. Сначала он работал в башкирской нефтяной компании 'Башнефть', позднее в 'ЛУКОЙЛе', в которой он поднялся по карьерной лестнице до поста вице-президента. Полученные навыки менеджерской работы он углубил на курсах в Немецкой Академии Менеджмента.

В 1999 году Роман Абрамович и Николай Аксененко, министр путей сообщения и вице-премьер, в то время очень влиятельная фигура (позднее против него заведут уголовное дело по обвинению в коррупции, которое будет прекращено лишь после его смерти) попытались протащить Вайнштока на пост президента 'Транснефти'.

В результате разгорелся скандал. Отстраненный от должности Дмитрий Савельев, возглавлявший до тех пор компанию, опротестовал свое увольнение в суде. После чего суд заморозил полномочия Вайнштока на два месяца. В конце концов, Вайншток все-таки добился своего.

С назначением на пост президента 'Транснефти' он стал одним из влиятельнейших людей России. Компания является собственником самой крупной в мире сети магистральных нефтепроводов (общей протяженностью около 50 тыс. км). Чтобы экспортировать нефть, все крупные нефтяные концерны вынуждены вести переговоры с 'Транснефтью'. При этом довольно часто случаются и конфликты. Даже со своим бывшим шефом Вагитом Алекперовым, президентом 'ЛУКОЙЛа', у Вайнштока уже достаточно натянутые отношения, а с Михаилом Ходорковским, который будучи главой 'ЮКОСа' хотел строить собственный нефтепровод в Китай, и подавно.

Вайншток взял на прицел Байкал

Зато идею Ходорковского по расширению рынков экспорта 'черного золота' на Восток Вайншток искренне приветствовал. Ведь она прекрасно вписывается в концепцию компании. Он так прокомментировал свою позицию по этому вопросу: 'Мы перекормили Европу нефтью. А в любом учебнике по экономике написано, что при избыточном предложении снижается цена. Как только мы повернемся в сторону Китая, Южной Кореи, Австралии и Японии, то это сразу заберет часть нефти от наших европейских коллег'.

Без оглядки на экологические последствия строительство нефтяного трубопровода в Китай вдоль берега озера Байкал усиленно форсировалось. Чтобы добиться разрешение на строительство, 'подгонялись' результаты экологических экспертиз. Защитников природы, демонстрирующих напротив головного офиса компании 'Транснефть' быстро арестовали, чтобы избежать нежелательного внимания общественности.

Команда изменить маршрут

Все это, однако, ничего не принесло, т.к. сам президент Путин в последнюю минуту неожиданно приказал изменить маршрут трубопровода. "Если есть хотя бы ничтожная доля опасности загрязнения Байкала, то мы, думая о будущих поколениях, должны эту опасность не минимизировать, а исключить", - разъяснил Путин Вайнштоку, который робко попытался ему возразить.

Теперь трубопровод максимально отодвинут от Байкала. "Я солдат, президент - Верховный главнокомандующий, приказы не обсуждаются", - прокомментировал Вайншток решение президента.

В конфликте с Минском "солдат" Вайншток, похоже, еще не скоро получит приказ к отступлению. А потому он и дальше будет придерживаться курса конфронтации с Минском. В конце концов, его контракт на посту президента "Транснефти" заканчивается в 2007 году, и потом правительство будет решать, оставить его в этой должности или нет.