Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Людям нравится рассуждать в терминах конкретных людей: Путин, Сечин, Абрамович, Ельцин и т.д. В общем, это имеет смысл. Но не следует забывать, что есть глобальные процессы развития общества. Отдельные люди могут немного влиять на них - иногда в большей, иногда в меньшей степени. Науки - история и политология - изучают закономерности политического развития. Отдельные личности, безусловно, могут привносить свой вклад, но не могут кардинально изменить вектор

Вопрос: Каким Вы видите будущее России? Какой должна стать Россия в идеальном будущем?

Березовский: Людям нравится рассуждать в терминах конкретных людей: Путин, Сечин, Абрамович, Ельцин и т.д. В общем, это имеет смысл. Но не следует забывать, что есть глобальные процессы развития общества. Отдельные люди могут немного влиять на них - иногда в большей, иногда в меньшей степени. Науки - история и политология - изучают закономерности политического развития. Отдельные личности, безусловно, могут привносить свой вклад, но не могут кардинально изменить вектор. Если даже у них это получается, то только на короткое время, после чего мэйнстрим будет восстановлен.

В этом смысле Россия переживает очень ответственный период своего развития. Она стоит перед серьезной альтернативой: либо она перестанет существовать как единое государство, повторив судьбу СССР, либо она пройдет через еще одну революцию и начнет реализовывать эффективную политическую и экономическую модель. Либо Россия опять развернется в сторону демократического политического устройства и реальной рыночной экономики, а не государственно-рыночной, и тогда сможет эффективно конкурировать с разными странами. Если она этого не сделает, то просто распадется, как Советский Союз, который развалился естественным образом. Могут быть только два таких исхода, иных вариантов быть не может.

Я хочу пояснить, что я понимаю под "революцией" и "контрреволюцией". Революция - это изменение политической, экономической системы с менее эффективной на более эффективную. Контрреволюция - наоборот, замена более эффективной системы на менее эффективную.

Совершено очевидно, что плановая или, если хотите, централизованная экономика оказалась менее эффективной, чем рыночная. Поэтому Ельцин демонтировал плановую экономику и дал основные импульсы для развития рыночной. Одновременно он демонтировал централизованную политическую систему и имплементировал демократическую - то есть саморазвивающуюся -систему. Это была революция: замена менее эффективной системы - на более эффективную.

Почему эта система более эффективна, доказали последние 200 лет. Оказалось, что самоорганизующееся человеческое сообщество эффективнее общества, управляемого из одного центра. В этом смысле Путин совершил контрреволюцию - он заменил демократическую, самоорганизующуюся политическую систему на централизованную, назвав ее "вертикалью власти". Как следствие, экономика России стала менее эффективной - потому что появился государственный капитализм, наподобие того, что существовало в Испании во времена Франко или в Португалии во времена Салазара. Мы знаем, что эти страны оказались в хвосте развития Европы, они занимали последние места по эффективности среди всех европейских стран, принявших идеалы западной демократии.

Вопрос: В массовом сознании существует понятие "брэнд страны". Условно говоря, для Запада Россия - это матрешки, балалайки, нефть, а для жителей России - военная мощь, великая культура и т.д. Какой из этих брэндов, на Ваш взгляд, более соответствует российской действительности?

Березовский: Вопрос не очень корректный. На мой взгляд, Россия многолика. И я не думаю, что можно примитивно описать ее с помощью матрешек или "Газпрома". Интересен был бы несколько переиначенный вопрос: "что такое Россия в современном мире?".

Мне кажется, что глубочайше заблуждаются те, кто недооценивают Россию. Прежде всего, я хочу сказать о нынешнем руководстве США. Очень долгое время Белый Дом консультировал Том Грэм (Thomas Graham, до недавнего времени высокопоставленный сотрудник Госдепартамента США/Department of State и Совета Национальной Безопасности/National Security Council, ныне один из директоров консалтинговой фирмы Kissinger McLarty Associates, автор нескольких книг о России - Washington ProFile), который являлся "экспертом N1" по России в Белом Доме. Я его очень хорошо знаю, он много лет работал в американском посольстве в России, производил впечатление умного, вдумчивого и осведомленного человека. Но после того, как Грэм переехал в США и стал обслуживать нынешнюю администрацию, с ним произошла метаморфоза. Он опубликовал ряд статей, в которых доказывал, что Россия потеряла свое значение, она более никто, она экономически слаба - это все было в начале президентства Буша. Грэм абсолютно не понимал, что только в силу своего географического положения Россия всегда будет мощнейшим геополитическим фактором.

Стратегом быть очень сложно, для этого нужен божий дар. В США есть человек, который этим даром обладает. Он действительно видит целостную картину мира и видит ее в перспективе. Это Збигнев Бжезинский (Zbigniew Brzezinski - советник президента США по национальной безопасности в 1977-1981 годы, автор многих книг - Washington ProFile). Бжезинский совершенно феноменально предсказывал развитие мира в течение последних 30-ти с лишним лет. Он написал очень известную книгу "Великая Шахматная Доска" (название в оригинале The Grand Chessboard: American Primacy and Its Geostrategic Imperatives - Washington ProFile), где отметил, что тот, кто контролирует Евразию - тот контролирует мир. Я с ним абсолютно согласен.

А Евразию до сих пор контролирует Россия. Даже эти конвульсии путинского режима, все глупости, которые он совершает, только незначительно умаляют вес России в глобальном мире. Дело не только в невероятных запасах природных ресурсов и географическом положении, но и в феноменальном интеллектуальном потенциале страны. Россия - абсолютный перекресток Запада и Востока, Севера и Юга. Перекресток и географический и генетический.

Поэтому очень важно понимать, что какой бы брэнд кто-то не приклеивал к России, ее значимость от этого не увеличивается и не уменьшается. Она огромна!

Вопрос: В своем научном прошлом, Вы были специалистом по системам управления и алгоритмам принятия решений. . .

Березовский: Можно и так сформулировать. На самом деле, я занимался теорией многокритериальной оптимизации, а приложения, действительно, были в области принятия решений и создания систем автоматизированного управления.

Вопрос: Оценивая то, что происходит в мире, как принимаются решения и как их претворяют в жизнь, какое у Вас - специалиста по управлению - складывается впечатление?

Березовский: Мир переживает переломный этап своего развития. Он связан с огромным количеством совпадающих по времени и пересекающихся процессов, часто идущих в противоположность один к другому. Но это не означает, что невозможно выделить тенденции.

Совершенно очевидно, что последние 200 лет показали абсолютное преимущество саморазвивающихся человеческих сообществ, по сравнению с управляемыми из центра. Эта модель, которая была практически научно изложена отцами-основателями США (хотя, по сути, они просто переписали Библию) в законах, оказалась очень эффективной. Именно с этой позиции стоит рассматривать тенденции развития современного мира. При этом важно понять, что сами демократические сообщества испытывают колоссальный кризис, который начался не сегодня, а в 1920-1930-е годы. Тогда совершенно демократическим путем к власти пришел Гитлер и эти дефекты демократической системы до сих пор дают себя знать. Например, избрание "Хамаса" в парламент Палестинской Автономии произошло совершенно законным путем.

С другой стороны, есть быстро и очень эффективно развивающийся Китай и огромный исламский мир, у которого есть экстремальные тенденции. Христианский мир тоже проходил через подобный период развития, но это происходило в совершенно другое время, когда, например, не было оружия массового уничтожения. Поэтому сравнение кризиса христианства и кризиса Ислама корректно только отчасти. В этом смысле радикальный исламизм представляет колоссальную угрозу для всего цивилизованного мира. Россия - это дико тяжелая гиря, которая, будучи положенной на ту или иную чашу весов, сильно изменяет пропорции.

Я не так давно был в Бразилии. У Латинской Америки есть фантастический потенциал для развития, наряду с фантастическими запасами природных ресурсов. Там много образованных людей, понимающих современный мир.

В любом случае, я считаю, что Запад обречен на союз с Китаем. Этот союз будет носить даже не стратегический, а исторический характер. Надо понимать, что философия китайской экспансии кардинально отличается от философии европейской экспансии. Европейская экспансия агрессивна, а китайская - эволюционна. Поэтому произойдет естественная конвергенция цивилизаций Запада и Востока в лице Китая. Она произойдет безболезненно для западного мира.

Я хочу еще раз подчеркнуть, что очень важно найти общий язык с исламским радикальным миром. Поскольку он, безусловно, является препятствием для такого исторического развития человечества в целом.

Вопрос: Многие государства, проводившие и проводящие экспансию, использовали для этого определенные идеологии. Есть ли у современной России некая идеология, которую она готова предложить миру?

Березовский: Ну, конечно, Россия не имеет никакой идеологии. К сожалению. Этот режим обречен еще и потому, что у него нет никакой идеологии. Более того, года три назад я написал статью, в которой доказывал, что союз "левых" и "правых" в России неизбежен и необходим. Тогда эта идея подверглась критике, поскольку, по мнению оппонентов, "левые" не могут объединиться с "правыми" и наоборот. Но я имел в виду очень простую мысль - это союз идейных против безыдейных. Неважно - "левый" ты или "правый" - если есть цель смены режима безыдейных на режим идейных, то возможен и необходим тактический союз. Что, в общем-то, и произошло. Когда мы видим в одной шеренге Лимонова с Каспаровым, то это и есть реализация этой естественной и неизбежной идеи.

Путинский режим обречен, потому что он не выдвинул ни одной идеи. Одна из причин этого заключается в том, что Путин пришел к власти как преемник Ельцина. "Преемник" означает - "продолжатель курса реформ". И если Путин этому изменил, то он, безусловно, предатель. Путин не мог вернуться к коммунистической идеологии, но другой просто не существует: есть идеология авторитарная или идеология либеральная.

Важно понимать, что идеологией западных стран не является демократия, ею является либерализм. А демократия - всего лишь политическая система, позволяющая реализовать эту идеологию. Так же, как в СССР была коммунистическая идеология и гэбистская система, которая позволяла реализовать эту идеологию. Технологический смысл советской власти заключался в подавлении свобод. В этом смысле идеология - коммунистическая, а политическая система, которая ее реализует, называется тоталитарной.

Вопрос: Существует понятие глобальной конкуренции, когда каждая страна пытается добиться каких-то конкурентных преимуществ в сфере экономики. На Ваш взгляд, каковы сильные стороны России в этом плане?

Березовский: Экономика любой страны базируется на нескольких основаниях. Грубо говоря, их три: политическая и экономическая система, природные ресурсы и интеллектуальный потенциал. Я их просто перечислил, а не назвал в порядке важности. Россия обладает и необходимыми интеллектуальными, и природными ресурсами, плюс еще географическим положением, о котором я уже упоминал, что можно считать частью природных ресурсов. Но она, конечно, не обладает эффективной экономической и политической системой.

Нынешняя российская экономика, безусловно, эффективней плановой, но значительно менее эффективна, чем реально свободные экономики таких стран, как США, Великобритания, Франция, Германия. У России есть все предпосылки, чтобы быть абсолютно конкурентоспособной страной, но она, безусловно, не может реализовать свои преимущества в рамках существующего в России режима.

Вопрос: У Вас есть мечта?

Березовский: У меня была мечта, которая практически полностью реализована. Я хотел сохранить себя как независимого, самостоятельного и свободного человека. Причем "свободный человек", отнюдь не означает "вольный". В моей системе определений, свобода определяется системой внутренних ограничений. Грубо говоря, это "Десять Заповедей". Свободный человек - это человек, который не нарушает эти 10 ограничений, а в их рамках делает все, что угодно. "Десять Заповедей" сформулированы так, чтобы каждый мог реализовывать себя в максимальной степени, не мешая при этом другим. Я этого состояния добился и в этом смысле живу в полной гармонии с самим собой.

Но я хочу, чтобы и Россия стала свободной. Это для меня означает, что гражданин выше власти, что закон - выше власти и, что самое главное, любой человек России имеет возможности для максимальной самореализации. Десять ельцинских лет убедили меня в том, что граждане России готовы к тому, чтобы стать свободными. Они просто не готовы сражаться за это право каждый день. Путь превращения раба в свободного человека состоит из двух этапов. Первый этап - понимание того, что независимым и свободным быть лучше, чем подчиненным, если начальник решает за тебя все твои бытовые проблемы. Второй этап - борьба за это каждый день. Я хочу привести слова Гете: "И только тот достоин счастья и свободы, кто каждый день за них идет на бой".

Достижение понимания того, что свободным быть лучше, чем рабом, еще не говорит о том, что ты можешь быть свободным. Ты должен сражаться за это буквально каждый день.

Борис Березовский, предприниматель. Ранее занимал посты заместителя секретаря Совета Безопасности России, исполнительного секретаря СНГ, депутата Государственной Думы.

____________________________

Случайные союзники в российской политике ("The Washington Post", США)

Запад в образе врага ("Focus", Германия)