Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Что стоит за словами Путина о преемнике?

Что стоит за словами Путина о преемнике?

Что стоит за словами Путина о преемнике? picture
Что стоит за словами Путина о преемнике? picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Идея о третьем сроке для Путина - пусть и не подряд - отнюдь не нова. Однако его последние замечания на эту тему оказались благодатным полем для нынешних кремлеведов, которым при наличии отсутствия надежных источников информации приходится разбирать любое его изречение, словно Талмуд, буквально под микроскопом.

Saturday, June 23, 2007; A13

Президенту России Владимиру Путину явно нравится разжигать слухи и сплетни о том, кто займет его место после мартовских президентских выборов, когда он, как обещал, уйдет в отставку.

Но сегодня в Москве заговорили о другой перспективе - о том, что следующий президент будет верным путинцем с приставкой 'зиц'.

По этому сценарию, который, кстати, недавно публично озвучил сам президент, новый лидер посидит в его кресле до 2012 года, а потом вернет его обратно. Многие даже предполагают, что этот момент может наступить значительно раньше: может же с новым президентом случиться нервное истощение или еще какая-нибудь неприятность, из-за которой придется уйти в отставку. По российской конституции, Путин не может быть президентом больше двух сроков подряд, а про остальное там ничего не сказано.

- Теоретически это возможно, - сказал Путин, когда во время недавнего саммита "Группы Восьми" в Германии его спросили, будет ли он баллотироваться в президенты в 2012 году. - Конституция этого не запрещает.

А непосредственно перед саммитом, встречаясь с иностранными журналистами, Путин заявил, что в принципе можно увеличить президентский срок с нынешних четырех до пяти или даже семи лет. Это конституционная поправка, в случае принятия которой после 2008 года цикл президентских выборов можно будет начинать сначала. Кремлевский стратег Владислав Сурков уже не единожды сравнивал Путина с Франклином Делано Рузвельтом, возвращавшимся в Белый дом четыре раза. Кроме того, Путин и сам подчеркивал, что останется влиятельным игроком на российской политической арене.

- Мой вид спорта - не легкая атлетика, а дзюдо, - сказал он. - И убегать я не намерен.

Идея о третьем сроке для Путина - пусть и не подряд - отнюдь не нова. Однако его последние замечания на эту тему оказались благодатным полем для нынешних кремлеведов, которым при наличии отсутствия надежных источников информации приходится разбирать любое его изречение, словно Талмуд, буквально под микроскопом.

- Вариант 'технического президента' . . . становится все более и более вероятным, - писала в июне 'Независимая газета'. - Через некоторое время, подготовив триумфальное возвращение Путина, он тихо отойдет в сторону.

В подобном развитии событий есть своя логика. По словам местных аналитиков, в Кремле не прекращается борьба между различными группировками, которые никак не могут согласиться, кто должен стать преемником Путина. В этих условиях продолжение путинского правления после недолгого 'междуцарствия' может стать единственным способом не дать накопившимся в его лагере противоречиям вырваться наружу. Кроме того, третий срок после небольшого перерыва никак не тянет на нарушение буквы закона; таким образом, Путин не испортит свою репутацию, встав в один ряд с Александром Лукашенко из Беларуси и другими 'пожизненными президентами'.

Нужно учитывать, что Путин - сам живой урок тем, кто, надеясь на лояльность преемника, передает ему власть. После 2000 года, когда Путин выиграл президентские выборы, могущественный Борис Березовский якобы сказал новому президенту, что он - всего лишь 'временная фигура' и что постоянный преемник первого президента России Бориса Ельцина будет избран уже в 2004 году. Вскоре Березовский понял, что просчитался. Его начали преследовать; он бежал в Лондон, где живет и сегодня и откуда ведет против своего бывшего протеже одну словесную атаку за другой. Российские власти, в свою очередь, добиваются его экстрадиции из Великобритании, предъявляя ему сразу несколько уголовных обвинений.

- По законам власти, новый президент - если это, конечно, не клон Путина - приведет на основные посты своих людей, и эта команда, конечно, не захочет уходить после своего первого срока, - считает Евгений Волк, координатор московского отделения аналитического центра Heritage Foundation. - Даже если он выберет того, кто ему сильно верен, вряд ли можно предполагать, что преемник останется несамостоятельной фигурой.

Уже много месяцев политологи внимательно рассматриваю каждый жест и каждое слово двух людей, которые считаются основными претендентами на главный пост страны - Сергея Иванова и Дмитрия Медведева. Оба они занимают одинаковые посты - первого заместителя премьер-министра - и оба уже долгое время связаны с Путиным. Иванова сделали ответственным за диверсификацию и усиление экономики, а в задачи Медведева входит улучшение состояния дел с жильем, образованием и здравоохранением.

О начале предвыборной кампании никто из них не объявлял, но очевидно, что сейчас проверяется их популярность в народе, и, что еще более важно, реакция элиты на их президентский потенциал.

Оценки шансов Иванова и Медведева меняются каждую неделю. Например, на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге в начале июня 54-летний Иванов выступил с пространной речью, а Медведев участвовал только в 'круглом столе', после чего все сразу заговорили о том, что преемником будет Иванов. Несколько месяцев назад, когда Медведев, 41-летний юрист, блистал на арене Всемирного экономического форума в швейцарском Давосе, то же самое думали про него.

Не исключено, что, вызывая в реальность призрак 'зицпрезидента', Путин хочет сказать Медведеву и Иванову, что ни один из них не должен пытаться сам рваться вперед - по крайней мере, до тех пор, пока Путин сам не будет готов благословить одного его на президентство и объединить вокруг него всю свою команду. Таким образом, Путин убивает сразу двух зайцев - его по-прежнему, несмотря на окончание срока полномочий, воспринимают всерьез, а потенциальные преемники не выходят из-под контроля.

- У российской элиты холопский характер, - говорит Волк. - Она верна тому, у кого в руках власть, и хочет оставаться ему верной, чтобы беспрепятственно пользоваться привилегиями. Но когда этот кто-то уходит, ее лояльность автоматически переключается на нового лидера. Поэтому сегодня в интересах Путина посылать элите совершенно непонятные сигналы, чтобы никому не было понятно, кто из преемников вырывается вперед.

___________________________________________________________

Претендент на трон Путина - Сергей, который любит 'Битлз' ("The Times", Великобритания)