Россия усиливает контроль над нефтью и газом - главными движущими силами экономики Европы. Стратегия Москвы заключается в том, чтобы увеличить политическую и экономическую зависимость Европы от российских энергоресурсов. Эта зависимость может негативно отразиться на трансатлантических отношениях, общих ценностях, целях, стратегических задачах и политике в сфере безопасности. Если между Вашингтоном и европейскими столицами не начнется политический диалог и не будет осуществляться координация деятельности, то стратегический отход Европы от Соединенных Штатов будет продолжаться и дальше.

Вместе с тем, в политике Европы в сфере обеспечения энергетической безопасности царит беспорядок. Несмотря на призыв премьер-министра Великобритании Тони Блэра (Tony Blair) к проведению общеевропейской энергетической политики, прозвучавший в его выступлении в Европейском Парламенте в октябре 2005 года, [1] европейские страны вместо координации своих действий поспешили заняться обеспечением своих собственных энергетических интересов. Весной и летом 2007 года Австрия, Италия и Венгрия обсуждали заключение отдельных соглашений с российским энергетическим гигантом "Газпромом". Эти соглашения могут нанести ущерб осуществляемому Европейским Союзом проекту "Набукко", который предусматривает доставку каспийского газа в центр Европы через Болгарию, Румынию и Венгрию в Австрию и дальше.

На бумаге Европейский Союз обеспечивает свою энергетическую безопасность. На прошедшем летом 2007 года в Брюсселе саммите члены ЕС приняли план действий по обеспечению энергетической безопасности на 2007-2009 годы. Во-первых, чтобы обеспечить безопасность предложения энергоресурсов, Европейскому Союзу необходимо "диверсифицировать источники энергоресурсов и маршруты их транспортировки и разработать более совершенные системы реагирования на кризисные ситуации" [2]. Во-вторых, ЕС должен продвигать межнациональную энергетическую политику, "договорившись о создании новой договорной основы для энергетического сотрудничества с Россией и улучшив отношения с богатыми энергоресурсами странами Центральной Азии и Северной Африки". ЕС также заявляет о том, что он стремится улучшить свои способности по урегулированию кризисов в сфере поставок, расширить энергетическую сеть, связывающую европейские страны и усовершенствовать функционирование европейского энергетического рынка. [3]

В реальности некоторые европейские страны сильно зависят от импорта энергоресурсов и сильно уязвимы перед потрясениями на глобальных рынках энергоресурсов. ЕС является самым крупным в мире импортером нефти и газа. Он импортирует 82 процента потребляемой нефти и 57 процентов потребляемого газа. Ожидается, что в следующие 25 лет доля импортируемой нефти вырастет до 93 процентов, а газа - до 84 процентов. [4]

Сейчас, когда Россия усиливает контроль над европейской и центральноазиатской энергетикой, и когда растет зависимость Европы от стран Персидского залива, европейским странам отчаянно необходимо сотрудничать по вопросам обеспечения энергетической безопасности. Европа и США должны совместно работать над тем, чтобы смягчить неблагоприятные последствия стратегической зависимости Европы от России. В частности, Соединенным Штатам следует:

- Совместно с ведущими европейскими странами решать проблемы уязвимости, вызванной чрезвычайной зависимостью от одного олигопольного поставщика энергоресурсов - России. Необходимо поощрять создание общеевропейских запасов природного газа, наращивать потребление сжиженного природного газа, развивать ядерную энергетику, наращивать использование угля и возобновляемых энергоресурсов.

- Поощрять диверсификацию маршрутов транспортировки энергоресурсов в Евразии, особенно создание новых нефте- и газопроводов, которые будут связывать центральноазиатских поставщиков с европейскими рынками, минуя Россию.

- Продолжать прилагать усилия к тому, чтобы убедить Россию подписать Энергетическую хартию, что повысит предсказуемость и прозрачность энергетических рынков.

Энергетическая зависимость от России

Европа испытывает нехватку энергоресурсов. В 2006 году 25 входящих в Европейский Союз стран потребили 1722,8 миллиона тонн топлива в пересчете на нефть. Около двух третей этого количества пришлось на углеводороды: 706,3 миллиона тонн нефти (14,9 миллиона баррелей в день) и 420,6 тонн (в пересчете на нефть) природного газа (476,4 миллиарда кубических метров). Оставшиеся 34,6 процента пришлись на уголь, атомную энергию и возобновляемые источники. [5]

Энергетическая безопасность ЕС уже в значительной степени зависит от России. ЕС импортирует из России почти половину потребляемого природного газа и около 30 процентов нефти. Страны Восточной Европы в процентном отношении потребляют еще больше российского газа. В данной таблице показаны европейские импортеры российского природного газа, отсортированные по мере уменьшения зависимости от импорта.

В 2006 году импорт нефти из России и Центральной Азии достиг 5,9 миллиона баррелей в день (290,8 миллиона тонн). Кроме того, Россия поставила около 132 миллиардов кубических метров природного газа. [7] Растущий спрос означает, что зависимость Европы от России продолжит усиливаться. Россия обладает крупнейшими доказанными запасами природного газа (1688 триллионов кубических футов) и находится на седьмом месте в мире по доказанным запасам нефти (от 60 до 74,4 миллиарда баррелей), [8] при этом крупные регионы в Восточной Сибири и в Арктике все еще остаются неисследованными. В 2006 году Россия экспортировала 7 миллионов баррелей нефти в день. [9] На Схеме 1 и на Схеме 2 показаны текущий и ожидающийся уровни экспорта нефти и газа.

Российская энергетическая стратегия и тактика

Российская энергетическая стратегия заключается в том, чтобы увеличивать зависимость Европы от российских нефти и газа. Для продвижения этой стратегии Кремль проводит определенную политику. Он создает эту зависимость, стараясь обеспечить спрос со стороны импортеров энергоресурсов, укрепляя свой контроль над поставками нефти и газа путем подписания долгосрочных контрактов с центральноазиатскими поставщиками энергоресурсов, и устанавливая контроль над стратегической энергетической инфраструктурой Европы и Евразии. Для этого он усиливает монополию "Газпрома" и пытается создать газовый картель наподобие ОПЕК. [10] На прошедшем в августе 2007 года саммите Шанхайской организации сотрудничества президенты Казахстана и России призвали к созданию "Азиатского энергетического клуба", в рамках которого государства-участники будут расширять свои энергетические связи, в том числе путем создания единой энергетической инфраструктуры, которая будет служить основой для общего энергетического рынка. [11]

Обеспечение спроса. Россия пытается обеспечить спрос, подписывая долгосрочные двусторонние и многосторонние контракты с европейскими странами. Москва предпочитает иметь дело с государствами-членами ЕС по отдельности, а не с ЕС в целом, устанавливая для каждой страны ту максимальную стоимость, которую эта страна сможет платить.

"Газпром" заключил долгосрочные контракты с большинством стран Западной Европы, в том числе с Францией, Германией, Италией и Австрией. В Центральной и Восточной Европе доля удовлетворяемого Россией спроса значительно выше, чем в Западной Европе. Новые члены Евросоюза, такие как Словакия, Болгария и Чехия, практически полностью зависят от российского газа.

В мае 2007 года, во время визита президента России Владимира Путина в Австрию правительство этой страны заключило крупное соглашение с "Газпромом". Частично принадлежащая государству энергетическая компания OMV подписала долгосрочный договор с "Газпромом" о поставках газа. [12] По условиям соглашения дочерние компании "Газпрома" GWH и "CentrexEurope Energy and Gas" начнут напрямую поставлять газ австрийским потребителям в 2008 году. В настоящее время около 70 процентов потребляемого Австрией газа поступает из России. [13] Ожидается, что "Газпром" в 2007 году поставит 6,8 миллиарда кубических метров газа, а в 2009 году - 9 миллиардов кубических метров. [14] Это соглашение практически присоединит австрийские газовые сети и хранилища (существующие и планируемые) к разрастающейся сети зависящих от "Газпрома" инфраструктур.

Более того, "Газпром" намеревается использовать Австрию в качестве транзитного коридора для проникновения на рынки других стран ЕС. Он планирует построить неподалеку от Вены в городе Баумгартен крупнейший в континентальной Европе газораспределительный центр. [15] В июле 2007 года OMV объявила о своем намерении приобрести частную венгерскую энергетическую компанию MOL, что еще больше усилит контроль России над европейской энергетической инфраструктурой.

Обеспечение поставок. Другая тактика России заключается в обеспечении поставок посредством установления контроля над стратегической энергетической инфраструктурой, особенно трубопроводами, в Европе и Евразии. Россия контролирует поставки, продает и распределяет природный газ через принадлежащие ей компании и через совместные предприятия, а также скупает крупные элементы энергетической инфраструктуры, такие как трубопроводы, нефтеперерабатывающие заводы, электрические сети и порты.

В 2002 году российская государственная компания "Транснефть" попыталась взять под свой контроль нефтеперерабатывающий завод Mazeikiu Nafta в Литве и нефтяной терминал в Вентспилсе в Латвии. Когда власти этих стран отказались продавать акции этих предприятий "Транснефти", Москва резко сократила поставки нефти, вынудив вентспилский терминал получать нефть по железной дороге. [16] Москва перестала бороться за литовский нефтеперерабатывающий завод после того, как он был куплен польской компанией PKN Orlen в 2006 году, [17] однако она до сих пор хочет выкупить латвийский терминал. Не далее как в мае 2007 года один из руководителей терминала сказал, что его "компания готовится к приходу стратегического российского инвестора". [18]

В 2004 году инвестиции "Газпрома" в 23 крупные совместные предприятия составляли 2,6 миллиарда долларов США. К ним относилась покупка 50 процентов акций словацкой компании Slovrusgaz, 48 процентов акций польской компании Europol Gaz и 30,6 процентов акций эстонской компании Eesti Gaas. [19] Кроме того, Россия скупает компании в Грузии, Венгрии и на Украине, входящие в стратегическую энергетическую инфраструктуру. [20] В 1998 году "Газпром" приобрел акции болгарского газораспределительного предприятия Topenergy. [21]

Помимо всего этого, Россия активно усиливает свой контроль над европейскими трубопроводами. Кремль выступает против проектов, предусматривающих строительство подконтрольных Западу трубопроводов, которые будут связывать нефте- и газодобывающие страны с европейскими рынками сбыта, например, таких, как нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровод Баку-Эрзурум.

В 2003 году канцлер Германии Герхард Шредер (Gerhard Schroeder) и президент Путин договорились о строительстве трубопровода Nord Stream для поставок в Германию российского газа. Газопровод пройдет по дну Балтийского моря в обход Украины, Белоруссии и Польши. (Смотри карту 1.) В год он будет перекачивать 27,5 миллиарда кубических метров газа. Ожидается, что он заработает в 2010 году. "Газпрому" принадлежит 51 процент Северо-Европейской газопроводной компании, созданной для строительства подводной части трубопровода. [22] Данный трубопровод еще больше усилит зависимость энергетической безопасности Европы от Кремля.

В феврале 2007 года премьер-министр Украины Виктор Янукович отказался от проекта, предусматривавшего продление трубопровода Одесса-Броды в Польшу для перекачивания каспийской нефти по неподконтрольному России маршруту. По новому плану российская нефть будет закачиваться в словацкую секцию нефтепровода "Дружба", Transpetrol, которая вскоре перейдет под контроль России. Потеря Transpetrol сделает Словакию и Венгрию полностью зависимыми от российской нефти. [23]

Нефтепровод Бургас-Александруполис станет первым контролируемым Россией нефтепроводом на территории Европейского Союза. [24] В марте 2007 года Россия подписала с Болгарией и Грецией соглашение о строительстве нефтепровода, идущего в обход контролируемого Турцией Босфорского пролива. Пропускная способность этого трубопровода составит 35 миллионов тонн нефти в год. Российские компании "Транснефть", "Газпромнефть" и "Роснефть" будут контролировать 51 процент акций нефтепровода. Болгария и Греция будут контролировать остальную часть акций. [25] Этот нефтепровод позволит России обойти перегруженный Босфор и сохранить контроль над транзитом нефти. Россия планирует построить еще один обходящий Босфор трубопровод из какого-либо черноморского турецкого порта (например Самсуна или Трабзона) до Средиземного моря. [26]

В марте 2007 года Венгрия была готова сотрудничать с "Газпромом" в проекте продления существующего российско-турецкого газопровода "Голубой поток" до территории ЕС через Болгарию, Румынию, Венгрию и Австрию. [27] Однако заключенное недавно между Россией и Италией соглашение о строительстве трубопровода "Южный поток" отчасти заменит собой предлагаемое продление "Голубого потока".

В мае 2007 года на саммите в туркменском порту Туркменбаши Россия, Туркменистан и Казахстан договорились о строительстве Прикаспийского газопровода, предназначенного для транспортировки туркменского газа в Россию через Казахстан. [28] Это соглашение разрушило планы американцев и европейцев о строительстве транскаспийского трубопровода, по которому туркменский газ транспортировался бы через Каспийское море и через Турцию, что позволило бы центральноазиатским экспортерам избежать контролируемых Россией маршрутов. [29]

Уничтожение конкурентов. 23 июня 2007 года "Газпром" и итальянская компания ENI подписали меморандум о взаимопонимании, предусматривающий строительство газопровода "Южный поток", идущего из России в Италию. Этот газопровод, пропускная способность которого составит 30 миллиардов кубических метров газа в год, пройдет через Черное море из России в Болгарию, обойдя и Украину, и Турцию. Из Болгарии труба может пойти либо на юго-запад через Грецию и Адриатическое море на юг Италии, либо на северо-запад через Румынию, Венгрию или Австрию, и Словению на север Италии. Через ENI "Газпром" получил доступ к итальянским газораспределительным системам и к потребителям. [30]

Газопровод "Южный поток" увеличит зависимость ЕС от российских энергоресурсов. Он является прямым конкурентом поддерживаемого ЕС и Америкой проекта газопровода Nabucco. Ожидалось, что по этому трубопроводу газ из каспийского бассейна будет транспортироваться через Турцию, Болгарию, Румынию, Венгрию и Австрию на благо всех 27 стран-членов ЕС. [31] Однако шансы на то, что он будет построен, тают, так как "Газпром" наращивает влияние в Европе и заключает соглашения об альтернативных маршрутах поставок. "Южный поток" также создаст конкуренцию поддерживаемому Евросоюзом продлению трубопровода Баку-Эрзурум, который должен был пройти через Турцию либо до газопровода Nabucco, либо пойти дальше в Грецию и Италию.

В середине июля 2007 года в ответ на минувший Турцию "Южный поток" Анкара заключила соглашение с Тегераном о поставках Ираном 30 миллиардов кубических метров иранского и туркменского (через Иран) природного газа для внутреннего потребления и для дальнейшей транспортировки на запад, в Европу. Сделка предусматривает строительство двух трубопроводов через Турцию, а также разработку трех месторождений на огромном иранском газовом месторождении "Южный Парс" и инвестиции в размере 3,5 миллиарда долларов. [32] 26 июля Италия, Греция и Турция подписали соглашение об импорте каспийского и ближневосточного газа в Италию через Грецию и Турцию. Проект предусматривает расширение газовой сети Турции, строительство трубопровода между Турцией и Грецией (газопровод IGT с пропускной способностью 11,5 миллиардов кубических метров в год, который должен начать функционировать в 2007 году), и строительство трубопровода между Грецией и Италией (газопровод IGI с пропускной способностью 8 миллиардов кубических метров в год, который должен начать функционировать в конце 2012 года). [33]

США обеспокоены усилением энергетических связей между Турцией и Ираном, происходящим в тот момент, когда Вашингтон стремится изолировать Иран на международной арене из-за ядерной программы этой страны и ее действий по дестабилизации ситуации в Ираке. Американский Конгресс рассматривает поправки к закону 1996 года о санкциях против Ирана, которыми будет расширен и уточнен список лиц, попадающих под действие этого закона. [34] По данному закону, санкции могут быть применены против иностранных компаний, вложивших в нефтяную или газовую промышленность Ирана более 20 миллионов долларов. Эта поправка противопоставит внешнеполитические задачи США энергетическим потребностям Европы. Ирану в сфере экспорта энергоресурсов в Европу придется конкурировать с Россией. Как бы то ни было, рост зависимости от иранских поставок энергоресурсов будет способствовать усилению экономической и геополитической уязвимости и может оказать негативное воздействие на связи Европы и Турции с Соединенными Штатами.

Распространение влияния. Кремль усиливает сой контроль над поставками энергоресурсов из Евразии, подписывая долгосрочные контракты на разработку месторождений и поставку энергоресурсов с Туркменистаном, Узбекистаном и Казахстаном, чтобы не допустить заключения ими независимых соглашений с Западом. Эти контракты не позволяют Евросоюзу избежать стратегической зависимости и не позволяют диверсифицировать источники поставок.

Наглядным примером такой политики является Туркменистан. Договор 2003 года установил на 2003-2006 годы стоимость поставляемого в Россию газа в размере 44 долларов за тысячу кубических метров. [35] По соглашению, заключенному в октябре 2006 года, весь добываемый в Туркменистане природный газ поставляется в Россию по цене 100 долларов за тысячу кубических метров, что предоставляет России контроль над потоком энергоресурсов в данном регионе. [36]

Узбекистан также продолжает оставаться важным поставщиком газа для России. В январе 2007 года дочерняя компания "Газпрома" начала проводить разведку и разработку нескольких газовых месторождений на севере Узбекистана. По российско-узбекскому договору дочернее предприятие "Газпрома" получает пятилетнюю лицензию на разработку месторождений и эксклюзивное право на экспорт газа. [37] Президент России Владимир Путин и президент Узбекистана Ислам Каримов подписали соглашение, по которому "Газпром" получает права на проведение разведывательных работ и разработку месторождений сроком на 35 лет. [38]

Усиление контроля внутри страны. Москва осуществляет передачу нефтяной и газовой промышленности страны в руки контролируемых государством предприятий. Кроме того, Кремль выталкивает из России крупные международные энергетические корпорации. Министр природных ресурсов России Юрий Трутнев заявил в феврале 2005 года, что Москва намеревается не выдавать западным компаниям лицензии на разработку крупных месторождений природных ресурсов. [39]

Предъявив в 2003 году "ЮКОСу" раздутые налоговые претензии и доведя его до банкротства, Кремль передал его предприятия государственной нефтяной компании. В 2005 году глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский, который к этому моменту уже провел в заключении 19 месяцев, был приговорен к девяти годам лишения свободы по шести обвинениям, в том числе в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве. [40]

Корпорация Royal Dutch Shell была отстранена от участия в крупном российском энергетическом проекте. В 2006 году под давлением Кремля, выдвинувшего обвинения в якобы имевших место нарушениях природоохранного законодательства, компания Shell объявила о продаже "Газпрому" контрольного пакета акций проекта "Сахалин-2", осуществляющего разработку нефтяных и газовых месторождений у берегов Сахалина.

Последняя крупная независимая нефтяная компания России ЛУКОЙЛ постепенно переходит под контроль Кремля. 6 марта 2007 года президент компании Вагит Алекперов объявил о создании совместного предприятия с участием ЛУКОЙЛа и дочерней компании "Газпрома" "Газпромнефти", целью которого является разработка нефтяных проектов в будущем. "Газпромнефти" принадлежит 51 процент акций предприятия. [41]

Не так давно компания British Petroleum была отстранена от участия в разработке богатого Ковыктинского газового месторождения в Восточной Сибири. Совместное предприятие TNK-BP не смогло добывать требуемое Кремлем количество газа, так как "Газпром" отказался строить экспортные трубопроводы. После того, как чиновники пригрозили отозвать лицензию, а суды отказались рассматривать это дело, TNK-BP продало принадлежавшие ему 62,9 процента акций Ковыктинского месторождения за небольшую часть его истинной рыночной стоимости "Газпрому". [42]

Консолидация российских запасов нефти и газа под контролем Кремля усиливает способность Москвы использовать энергоресурсы в качестве инструмента внешней политики. Захваты предприятий и изгнание иностранных компаний из России еще больше ограничивают возможности для вложения иностранных инвестиций и передачи технологий в российский энергетический сектор. Эти факторы говорят о возвращении к контролируемой государством экономической политике и об отходе от принципов рыночной либерализации.

Газовая ОПЕК. Что более важно, Москва незаметно и непрерывно работает над созданием картеля, который будет контролировать цены на природный газ и объемы его добычи. В этот картель войдут крупнейшие газодобывающие страны - Аргентина, Боливия, Венесуэла, Иран и Катар.

В феврале 2007 года во время визита в Катар президент Путин назвал "газовую ОПЕК" "интересной идеей". [43] В Дохе Россия стала инициатором создания авторитетной группы по "изучению" вопросов формирования цен на газ и разработке соответствующей методологии. Неназванный "высокопоставленный участник российской делегации" сказал агентству "РИА-Новости", что "раз газовый рынок вступает в эпоху глобализации, то такая организация ("газовая ОПЕК") необходима и она появится". [44]

Для Европы зависимость от такого картеля будет хуже зависимости от ОПЕК, так как национальные интересы России имеют непосредственное отношение к Европе: это недопущение расширения НАТО и размещения баз противоракетной обороны, углубление раскола между Европой и Соединенными Штатами, возвращение контроля на постсоветском пространстве.

Тенденции в европейской энергетической безопасности

При оценке того, какое значение имеет для Европы подобная энергетическая стратегия России, следует иметь в виду три важных аспекта.

Во-первых, Европа потребляет все больше энергоресурсов и все сильнее зависит от их импорта. Ожидается, что в 2030 году ЕС будет потреблять на 15 процентов энергоресурсов больше, чем в 2000 году, при этом уровень потребления стабилизируется после 2020 года. [45] Европа будет удовлетворять свои возросшие потребности в энергоресурсах в основном за счет природного газа и возобновляемых источников энергии. К 2030 году спрос на природный газ значительно вырастет, превысив уровень 2000 года на 140 миллионов тонн в нефтяном эквиваленте в год. Нефть останется самым важным видом топлива, однако ожидается, что уровень ее потребления увеличится лишь незначительно. Уровень потребления твердых видов топлива после некоторого спада в 2030 году вернется к нынешнему показателю, что будет объясняться высокими ценами на нефть и газ, а также отказом от ядерной энергии в некоторых странах Евросоюза. [46] (Смотри схему 3.)

Добыча энергоресурсов в Европе резко уменьшается, особенно падает добыча углеводородов, твердых видов топлива и производство ядерной энергии. Между 2000 и 2030 годами добыча нефти, газа и твердых видов топлива в Европе уменьшится на 73, 59 и 41 процент соответственно, однако при этом вдвое вырастет производство возобновляемых источников энергии. И все-таки, в 2030 году в Европе будет добываться энергоресурсов на 25 процентов меньше, чем в 2000 году. [47]

К 2030 году из-за роста спроса на энергоресурсы и уменьшения их добычи Европа будет импортировать две трети потребляемых ею энергоресурсов. Зависимость от импортируемой нефти по-прежнему будет очень высокой, к 2030 году она достигнет отметки в 94 процента. Зависимость от импортируемого газа вырастет с нынешних 50 процентов до 84 процентов в 2030 году, а импорт твердых видов топлива к 2030 году достигнет отметки в 59 процентов. [48]

Во-вторых, маршруты поставок энергоресурсов в Европу остаются недиверсифицированными. До 1999 года около 95 процентов экспорта российского природного газа шло через территорию Украины. [49] С тех пор Россия начала осуществлять ряд проектов по диверсификации маршрутов транспортировки газа, однако в 2006 году 80 процентов экспортируемого ею газа все еще проходило через Украину. [50]

В-третьих, европейские лидеры частично несут ответственность за рост спроса на газ. Европа, ведомая Германией и Великобританией, сделала сомнительный выбор, назвав газ новым главным источником энергии в тот момент, когда его добыча внутри Европы падает. Европа поощряет строительство газовых электростанций, что еще больше увеличивает спрос на газ. [51]

Последствия для европейской энергетической безопасности

Во-первых, Европа в ближайшие десятилетия должна ожидать рост цен, особенно из-за того, что поставки будут сосредоточены в руках России. Москва уже продемонстрировала свою готовность поднимать цены на нефть и газ и использовать энергоресурсы в качестве инструмента внешней политики, что наглядно было продемонстрировано недавними конфликтами с прибалтийскими государствами, Украиной, Азербайджаном, Белоруссией и Грузией.

Во-вторых, Европе следует ожидать перебоев в поставках. Продолжительный период сильных холодов в России в 2006 году вызвал рост спроса внутри России и ограничил возможности "Газпрома" по поставкам газа. [52] Другая волна холода может вывести из строя нефтеперерабатывающие заводы и трубопроводы. Подобные перебои в поставках могут стать причиной серьезных экономических и людских потерь.

В будущем из-за недостаточного количества добываемых ресурсов Россия может оказаться не в состоянии удовлетворять растущие потребности Европы в газе. Уровень добычи газа на трех огромных месторождениях "Газпрома" в Западной Сибири снижается на 6-7 процентов в год, а уровень добычи на месторождении, введенном в строй в 2001 году, уже достиг своего максимума. [53] "Газпром" принял решение начать освоение месторождения на Ямальском полуострове, однако добыча газа на нем начнется лишь через несколько лет.

"Газпром" не стремится инвестировать средства в новые месторождения. Большие надежды возлагаются на разработку Штокмановского месторождения, находящегося в Баренцевом море в 550 километрах от берега на глубине 300 метров. [54] После многочисленных задержек с началом разработки Штокмановского месторождения "Газпром" пересмотрел свое решение действовать самостоятельно и 13 июля 2007 года подписал рамочное соглашение с французской компанией Total о первом этапе освоения этого месторождения. Однако по условиям соглашения "Газпром" сохраняет за собой полное право собственности на газ через дочернюю компанию "Севморнефтегаз". [55]

Выбор партнера "Газпромом" имел политическую мотивацию. Сделка была заключена после телефонного разговора президента Франции Николя Саркози (Nicolas Sarkozy) и президента России Владимира Путина. У компании Total имеется достаточно средств, однако у нее нет опыта работы в условиях Арктики. [56] Пока трудно сказать, добьется ли успеха это совместное предприятие. В конце октября 2007 года "Газпром", понимая, что он не сможет начать разработку месторождения даже совместно с Total, продал другие 24 процента акций норвежской контролируемой государством компании StatoilHydro, заплатившей, как сообщается, 800 миллионов долларов США. [57]

Вместе с тем, спрос на газ в самой России растет на 2 процента в год. Один высокопоставленный чиновник Европейской Комиссии, говоря о нестабильности российских поставок и росте европейского спроса, привел данные о том, что к 2020 году ежегодные потребности ЕС в газе возрастут на 200 миллионов тонн, в то время как Россия рассчитывает увеличить экспорт газа всего на 50 миллионов тонн. [58] По данному сценарию получается, что даже Россия не сможет удовлетворить европейский спрос. [59]

Политические последствия для Соединенных Штатов

С точки зрения Америки, растущая зависимость Европы от российских энергоресурсов и принадлежащих России элементов инфраструктуры является негативной политической тенденцией. Кремль продемонстрировал свою готовность использовать энергоресурсы в качестве политического инструмента. Агрессивное поведение России, напоминающее о днях "холодной войны", вызывает растущую обеспокоенность Вашингтона.

США стратегически заинтересованы в ослаблении энергетической зависимости Европы от России. Кремль скорее всего воспользуется зависимостью Европы для продвижения своей в преимущественно антиамериканской внешней политики. Это лишит европейских союзников Америки пространства для маневра, вынуждая их выбирать между доступными и стабильными поставками энергоресурсов или занятием проамериканской позиции по некоторым ключевым вопросам.

В целом, укрепление стабильности, безопасности и принципа верховенства закона в странах, являющихся экспортерами энергоресурсов, будет означать доступность, надежность, разумную стоимость и достаточные объемы поставок нефти и газа. Для достижения этих целей Соединенные Штаты должны:

- Совместно с ведущими европейскими странами решать проблемы уязвимости, вызванной чрезмерной зависимостью от России. Только согласованный ответ европейских стран может привести к выработке и проведению эффективной и реалистичной политики по достижению энергетической безопасности в отношениях с Россией. Например, Координационная группа по газу Европейской комиссии могла бы облегчить межправительственное взаимодействие по вопросам поставок природного газа. Америке следует:

1. Поддержать создание в Европе совместных и национальных хранилищ газа, которые повысят готовность к вызванным погодными условиями краткосрочным и среднесрочным перебоя в поставках газа;

2. Подтолкнуть европейских лидеров к рассмотрению вопроса более активного использования сжиженного природного газа, система поставок которого является более гибкой в плане географии и инфраструктуры;

3. Подталкивать Европу к более активному использованию ядерной энергии, угля и возобновляемых источников энергии;

4. Совместно с европейскими странами применять антимонопольное законодательство в отношении российских государственных компаний, если Москва по-прежнему будет отказывать западным компаниям в доступе к своим ресурсам.

- Поддерживать диверсификацию маршрутов транспортировки энергоресурсов в Евразии, в частности строительство нефте- и газопроводов, которые будут связывать Казахстан и Туркменистан с Европой через Каспийское море; трубопроводов, связывающих нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и нефтепровод Баку-Эрзерум; и газопровода, связывающего Азербайджан и других экспортеров энергоресурсов с рынками Южной Европы через нефтепровод Набукко. США совместно с Европой и Турцией должны стремиться к недопущению усиления зависимости Европы от российского и иранского газа, который будет поступать по газопроводу "Южный поток".

- Продолжать прилагать усилия, направленные на то, чтобы сделать Россию полноценным участником Энергетической хартии, которую Россия подписала, но не ратифицировала. Ратификация этого документа Москвой повысит предсказуемость и прозрачность действий России на энергетических рынках и позволит ей привлечь иностранные инвестиции. США и Европа должны препятствовать установлению Москвой политически мотивированных цен и использованию ею своего монопольного положения.

Вывод

Многие европейские страны сильно зависят от импортируемых энергоресурсов и уязвимы перед глобальными энергетическими кризисами. Если верх возьмут нынешние тенденции, то Кремль благодаря своей монополии на энергоресурсы будет оказывать неприемлемое влияние на европейскую политику, что повлечет за собой ухудшение американо-европейских отношений.

В частности, как продемонстрировал последний кризис, связанный с размещением в Польше и Чехии баз американской системы противоракетной обороны, Россия стремится к тому, чтобы все признали, что она играет ведущую роль на постсоветском пространстве и в Восточной Европе. Этот факт затрагивает геополитические вопросы, имеющие важность для США, такие как расширение НАТО путем включения в свой состав Украины и Грузии, противоракетная оборона, Косово, а также влияние Америки и Европы на постсоветском пространстве.

Как минимум, США и Европа должны поддерживать строительство новых трубопроводов в обход России, кроме того, европейские страны должны осуществлять стратегическое сотрудничество для обеспечения своей долгосрочной энергетической безопасности. Важно, чтобы США и их европейские союзники объединяли свои усилия по разработке и реализации политики сокращения энергетической зависимости от России.

Ариэль Коэн - старший научный сотрудник по проблемам России, Евразии и энергетической безопасности Центра внешнеполитических исследований имени Дугласа и Сары Эллисонов при Институте международных исследований имени Кэтрин и Шелби Каллома Дэвис аналитического центра Heritage Foundation.

____________________________________________________________

Международные нефтяные компании: баланс сил меняется ("The Financial Times", Великобритания)

Энергетическая безопасность ЕС: Пора избавиться от российского влияния ("The Washington Quarterly", США)

____________________________________________________________

[1] Her Majesty's Stationery Office, "PM speech to the EU Parliament in Strasbourg," October 26, 2005

[2] BBC News, "Q&A: EU Energy Plans," March 9, 2007.

[3] BBC News, "Q&A: EU Energy Plans," March 9, 2007.

[4] Associated Press, "'Low-Carbon Economy' Proposed for Europe," MSNBC, January 10, 2007.

[5] BP, "BP Statistical Review of World Energy," June 2007, pp. 11-12, 27-28, and 41.

[6] Ahto Lobjakas, "Russia: EU Maintains Codependent Energy Relationship," Radio Free Europe/Radio Liberty, May 11, 2006.

[7] BP, "BP Statistical Review of World Energy," pp. 20 and 30.

[8] BP, "BP Statistical Review of World Energy,", pp. 6 and 22, and estimates from BP Statistical Review and Oil & Gas Journal, January 9, 2007.

[9] U.S. Department of Energy, Energy Information Administration, "Russia," Country Analysis Brief, April 2007, p. 4.

[10] Ariel Cohen, "Gas OPEC: A Stealthy Cartel Emerges," Heritage Foundation WebMemo No. 1423, April 12, 2007.

[11] Peter Fedynsky, "Shanghai Cooperation Organization Seeks to Expand Energy and Security Influence," Voice of America, August 16, 2007.

[12] Judy Dempsey, "In Hungary, an Energy Battle with Russian Overtones," International Herald Tribune, August 9, 2007.

[13] BP, "BP Statistical Review of World Energy," pp. 27 and 30.

[14] Vladimir Socor, "Gazprom Achieves an Anschluss of Austria," Jamestown Foundation Eurasia Daily Monitor, May 29, 2007.

[15] Vladimir Socor, "Gazprom Takeover in Hungary Looms Behind Possible OMV Takeover," Jamestown Foundation Eurasia Daily Monitor, July 25, 2007.

[16] Judy Dempsey, "Poland Supports Purchase of Refinery," International Herald Tribune, October 31, 2006.

[17] RIA Novosti, "PKN Orlen, Mazeikiu Nafta to Complete Deal in Nov.," September 27, 2006.

[18] "Ventspils Nafta Ready to Cooperate with Russia," The Baltic Times, May 2, 2007.

[19] Judy Dempsey, "Russia Casts Energy Web over East Europe," International Herald Tribune, October 1, 2004.

[20] Ariel Cohen, "Russia: Kremlin Takeover of the Russian Oil Industry?" Capitalism Magazine, April 21, 2005.

[21] Judy Dempsey, "Russia Casts Energy Web over East Europe," International Herald Tribune, October 1, 2004.

[22] Press release, "Nord S

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.