Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия усиливает кампанию запугивания молодых диссидентов

Новый шаг в рамках преследования демократических движений: активиста забирают в армию

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
- Олег Козловский два года выводил из себя Кремль, возглавляя молодежное оппозиционное движение, помогая организовывать митинги и демонстрации протеста против президента Владимира Путина и критикуя режим на страницах созданного им русскоязычного блога. Наконец власти нашли способ заткнуть ему рот. Они призвали его в армию.

МОСКВА - Олег Козловский два года выводил из себя Кремль, возглавляя молодежное оппозиционное движение, помогая организовывать митинги и демонстрации протеста против президента Владимира Путина и критикуя режим на страницах созданного им русскоязычного блога. Наконец власти нашли способ заткнуть ему рот.

Они призвали его в армию.

По закону Козловский освобожден от призыва на военную службу, и у него есть документы, подтверждающие это. Тем не менее, 20 декабря милиция, дождавшись момента, когда он выйдет из своей московской квартиры, схватила его и отвезла на ближайший призывной пункт. Уже через два дня он оказался в расположенной неподалеку воинской части, где ему придется целый год служить в российской армии, печально известной своим жестоким отношением к новобранцам.

'Наши неофициальные беседы с офицерами военкомата не оставили у нас сомнений в том, что на осуществление таких действий поступили прямые указания из ФСБ [Федеральная служба безопасности, или российская контрразведка], - говорит коллега Козловского по организации 'Оборона' Павел Шайкин, - нет также никаких сомнений в том, что настоящая причина произошедшего - это работа Олега в организации'.

Сегодня, когда Россия вступила в важный период предвыборной кампании, появляется все больше свидетельств того, что малочисленное, но энергичное сообщество активной демократической молодежи оказалось в осаде государственной власти, которая стремится искоренить даже намеки на появление оппозиции среди населения.

Работающие в молодежных оппозиционных движениях россияне сообщают о том, что агенты спецслужб и милиция преследуют и угрожают им, требуя от них отказа от своей деятельности. В ряде случаев власти призывают молодых людей доносить на своих коллег и сообщать о их работе.

В случае с Козловским его коллеги говорят, что власти избрали безошибочный и надежный способ пресечь его активную деятельность. Одновременно они дали понять другим об опасностях, которыми чревато членство в молодежных организациях оппозиции. Российская молодежь панически боится призыва в армию, начитавшись многочисленных историй о воинских частях, где сквозь пальцы смотрят на рабский труд военнослужащих, где новобранцев калечат и даже убивают, издеваясь над ними.

Призыв - 'болезненный вопрос'

Такие организации как 'Оборона' и молодежное отделение 'Яблока' имеют мало средств. Они чрезвычайно малочисленны по сравнению с объединениями молодежи, воспитанными Кремлем и выступающими в поддержку Путина. Но сегодня, когда приближаются назначенные на март выборы нового президента, который придет на смену Путину, власти, по словам лидеров молодежной оппозиции и активистов-правозащитников, не хотят рисковать.

'Они боятся всех и каждого, - говорит руководитель Московской Хельсинкской группы и один из самых известных активистов-правозащитников Людмила Алексеева, - они разгоняют даже самые малочисленные пикеты. Им кажется, что у них нет иного выбора, кроме угроз и преследований. И они знают, что призыв для российской молодежи - это очень больной вопрос'.

По словам Шайкина, Козловский, которому 23 года, не подлежит призыву, поскольку во время учебы в Московском государственном университете он прошел программу военной подготовки, после которой должен был стать лейтенантом запаса. Таких людей призывают в армию только в случае мобилизации армейского резерва.

Похоже, что это не имело никакого значения для трех российских милиционеров, которые 20 декабря схватили его прямо на улице. После ускоренной процедуры, без медицинского осмотра, который обычно проходят все призывники, Козловского на машине спецслужб отвезли в воинскую часть, расположенную в Рязанской области, в 180 километрах от Москвы.

Представители военкомата Измайловского района, где Козловский состоит на учете, отказались от комментариев по этому поводу. Похоже, что российские власти впервые прибегают к призыву в армию, чтобы оказать давление на организации молодежной оппозиции. Но их руководители говорят, что в последнее время государство усилило преследование и запугивание членов этих организаций.

Прошлой осенью два следователя из управления по борьбе с организованной преступностью российского МВД вызвали к себе 17-летнюю студентку и активистку молодежного отделения партии 'Яблоко' Анастасию Фазулину. Они хотели, чтобы девушка стала их информатором в рядах организации.

Когда Фазулина отказалась им помогать, следователи начали угрожать. Они сказали: 'Мы знаем, где ты живешь, поэтому тебе лучше сотрудничать с нами'. Фазулина настояла на своем, но этот эпизод вызвал у нее большое беспокойство.

'У меня это чуть не вызвало истерику, - сказала девушка, - я чувствую, что мы как будто вернулись в советские времена'.

Сначала предостережение, потом смерть

Прошлой осенью 22-летний активист из оппозиционного движения Гарри Каспарова 'Другая Россия' Юрий Червочкин рассказал коллегам, что российские власти предупредили его, чтобы он прекратил свою активистскую деятельность.

22 ноября Червочкин позвонил своему товарищу Алексею Сочневу, который ведет информационный вебсайт, и сообщил ему, что за ним следят сотрудники управления по борьбе с организованной преступностью.

По словам Сочнева, через полчаса Червочкина нашли возле его дома в Подмосковье жестоко избитым. 18 дней спустя молодой человек скончался. Никого в связи с этим делом так и не арестовали.

Активисты молодежной оппозиции говорят, что не откажутся от своей деятельности перед лицом усиливающихся угроз и преследований. Наталья Кириленко, работающая и в 'Яблоке', и в 'Обороне', говорит, что на самом деле, давление государства на оппозиционную молодежь это 'хороший признак'. 'Если они борются с нами, это значит, что они боятся, что мы можем чего-то добиться'.

У самой Кириленко тоже есть опыт общения с российскими спецслужбами. Летом 2006 года офицер из ФСБ предложил ей встретиться в одном из московских кафе. 'Он вел себя вежливо, - вспоминает 23-летняя Кириленко, - он был дружелюбен, излишне дружелюбен. Он сказал, что знает все обо мне и о моей семье'.

Кириленко сказала, что этот офицер, назвавшийся Алексеем, подробно рассказал о ее поездке в качестве нештатного журналиста на Северный Кавказ в 2002 году. Он назвал всех людей, с которыми она беседовала, все здания, которые она посетила.

Он попросил ее поделиться информацией об обеих молодежных группах, особенно об 'Обороне'. Когда Кириленко стала возражать, офицер вспомнил о ее семье.

'Он сказал, что я должна с ними сотрудничать, потому что с моей семьей может случиться что угодно. Он заявил: 'Я знаю, что твой отец водит машину, а это опасно. На дороге всякое может произойти''.

____________________________________________________________

Молодые, гордые и за Путина ("Los Angeles Times", США)

Борьба за души молодых - стратегия Путина за новую сверхдержаву ("The Times", Великобритания)

Песни "Наших" у костра ("The Financial Times", Великобритания)