Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Сибирская ссылка

Политика в России - это всегда борьба за власть, и Путин оказался в ней победителем

Сибирская ссылка picture
Сибирская ссылка picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Преступление Ходорковского состояло не в том, что он очень сильно преуспел, и не в том, что он обманывал налоговые органы: этим занимались все олигархи. Но он оказался самым молодым, самым умным и самым харизматичным представителем этого первого поколения олигархов. К тому же он пошел в политику. Как раз в тот момент, когда Путин твердо решил восстановить власть Кремля, Ходорковский отказался ограничиться только своим бизнесом

В прошлом самый богатый нефтяной магнат России Михаил Ходорковский далеко не праведник. Будь он праведником, ему не удалось бы выжить во всеобщей битве за захват российской государственной собственности, которая шла в 90-е годы. Но когда в 2003 году Ходорковского арестовали, обвинили в краже в крупных размерах, в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов, после чего на восемь лет отправили в сибирскую тюрьму, это потрясло западный мир, и в особенности иностранных инвесторов. Это был первый крупный шаг проявлявшего все большую напористость президента Владимира Путина по восстановлению контроля Кремля над экономикой после хаотичного правления его предшественника Бориса Ельцина, и в первую очередь, над энергетическим сектором.

Сегодня Ходорковский сидит в сибирской тюрьме, и ему предъявляют новые обвинения в присвоении незаконным путем денежных средств. Бывшему олигарху грозит еще 22 года тюрьмы. Он начал голодовку в знак протеста против содержания под стражей больного СПИДом менеджера своей бывшей нефтяной компании, которому отказывают в надлежащем лечении. Мало кто из россиян проявляет сочувствие к этим людям: их возмущают те огромные богатства, которые сколотили олигархи, и они ценят политическую стабильность, которую вернул им Путин, а также свое растущее благосостояние, основанное на нефтяных доходах.

Преступление Ходорковского состояло не в том, что он очень сильно преуспел, и не в том, что он обманывал налоговые органы: этим занимались все олигархи. Но он оказался самым молодым, самым умным и самым харизматичным представителем этого первого поколения олигархов. К тому же он пошел в политику. Как раз в тот момент, когда Путин твердо решил восстановить власть Кремля, Ходорковский отказался ограничиться только своим бизнесом. Он финансировал кандидатов, чтобы те лоббировали его коммерческие интересы в Государственной Думе, и поддерживал либеральные политические партии, которые не контролировал Путин. Президент решил, что такие действия прощать нельзя.

Бывший нефтяной магнат называет себя политическим заключенным. Безусловно, то, как с ним обошлись - в отличие от других олигархов, тщательно избегающих политики - говорит о том, что он прав. Политика в России - это всегда борьба за власть, и Путин оказался в ней победителем. Он беспощаден и мстителен. Но существует опасность, что своими действиями Путин превратит непопулярного олигарха в политического мученика.

В интервью Financial Times Ходорковский заявил, что отсутствие независимой системы власти закона в России - это важнейший недостаток путинского режима. Безусловно, в краткосрочной перспективе Путину это на руку. Именно по этой причине Ходорковский сидит за решеткой. Но если смотреть дальше, то бывший магнат прав: ни одна преуспевающая рыночная экономика, ни одно справедливое общество не может иметь успеха без верховенства закона. И иностранные инвесторы должны усвоить этот урок.

Осмелится ли будущий преемник Путина на посту президента Дмитрий Медведев создать независимую судебную систему в стране, которая никогда не знала такой системы? Если он попытается это сделать, то ему придется противостоять мощным силам с их собственными интересами. Но Ходорковский говорит, что с оптимизмом смотрит на Россию. Будем надеяться, что он прав.

______________________________________

Прокуратура готова убить, чтобы добраться до Ходорковского ("Gazeta Wyborcza", Польша)

Миф об авторитарной модели: путинская 'твердая рука' сдерживает развитие России ("Foreign Affairs", США)